Корабельная сторона
Номер от 24 февраля 2003 г.

Кто двигается, тот не упадет
В Архангельской области растет число самоуправляемых общин

В администрации Архангельской области под председательством заместителя главы обладминистрации Тамары Румянцевой состоялось обсуждение проекта закона «О территориальном общественном самоуправлении Архангельской области».

ОДИН из основных разработчиков проекта закона о ТОСах - Институт общественных и гуманитарных инициатив (ИОГИ). Его директор Глеб Тюрин изложил свое видение проблемы. Взяв лист бумаги, он приколол его к стене и размашисто нарисовал окружность, пояснив собравшимся, что она означает «муниципальное образование». Затем внутри ее провел еще одну, поменьше и неровную, заметив: примерно на такую часть МО распространяется административный ресурс. В образовавшихся между двумя линиями пустотах разместил кружки и тут же, поставив на них кресты, назвал «брошенными деревнями, каких в глубинке полно». Затем вместе с собравшимися, которые уже превратились в заинтересованных собеседников, стал выяснять, что из себя представляет МО и каковы его ресурсы. Собравшиеся представители различных землячеств, сначала отвечавшие на вопросы Глеба Тюрина скованно и неохотно, - дескать, что мы на экзамен, что ли, пришли, вскоре оживились, разговор стал приобретать дискуссионный характер. И как-то само собой участники «круглого стола» пришли к выводу, что каким бы ни был толковым и мыслящим глава местной администрации, сколь ни мощен его административный ресурс, все равно за «бортом внимания власти» остаются целые селения. Особенно сейчас, когда рухнул прежний каркас власти, а новый до сих пор не выстроен. А потом разговор ушел в русло монолога директора ИОГИ. Он взволнованно говорил про «осиротевшие» деревни, про то, что живут в них люди тяжело и натужно. Когда совсем прижмет, селяне бьют челом властям, прося выручить, накормить и обогреть.

- Это типичное поведение и мышление людей, отвыкших быть хозяевами положения, - отметил Тюрин, - и наш институт занимается тем, что помогает коренным жителям деревень области избавиться от синдрома «брошенности», учит проявлять инициативу, добиваться от властей нужных решений.

Штат института невелик, сам Тюрин не вылезает из командировок, неутомимо помогая людям обрести веру в свои силы. И сдвиги есть. Жители каргопольской деревни Ошевенск при минимальной поддержке властей буквально перевернули свою жизнь. Все началось как раз с ТОСа. А точнее, с тюринского семинара, на котором побывала глава сельской администрации Татьяна Третьякова. На нем она получила рекомендации, как создать территориальное общественное самоуправление, узнала условия областного конкурса на лучший проект по местному развитию. Тот, кто в нем побеждал, мог рассчитывать на финансовую поддержку администрации области.

Вернувшись в Ошевенск, Третьякова собрала самых деятельных селян, начали голову ломать. Остановились на идее создания «Гостиного дома» для туристов. Присмотрели старинный купеческий особняк. Дом, сменивший за годы советской власти не одного хозяина, был в запущенном состоянии. Но энтузиастов, загоревшихся мечтой сделать малую родину туристической Меккой, это не остановило. Теперь в нем не стыдно принять гостей, в том числе и заморских, коих туроператоры обещают привезти уж летом.

Другой пример. Про Мезень говорят: столица брошенных деревень. Одной из таких «умирающих» стала деревня Заозерье. Людей в ней оставалось все меньше, особенно молодых. Жизнь, в сущности, теплилась только в школе. Было ясно, что если и ее закроют, то последняя молодежь снимется и уедет из родных мест.

- Мы устроили в деревне семинар, - рассказывает Тюрин. И родилось неожиданное решение - создать дом престарелых. В соседней деревне нашлось бесхозное здание - бывший детский садик. Его перевезли своими силами, привели в порядок. Администрация области подкинула 20 тысяч рублей для организации приюта. Так появились новые рабочие места.

Алексей ГУНДОРОВ