Корабельная сторона
Номер от 24 февраля 2003 г.

Генератор идей из Киля
На протяжении вот уже ста пятидесяти лет имя Ховальдта ассоциируется с современными технологиями и инновациями

«Howaldtswerke-Deutsche Werft AG» - самая современная судоверфь в Европе, предназначена для строительства кораблей любого типа и размера. HDW является мировым лидером в строительстве не только гражданских, но и военных кораблей. Компания производит контейнеровозы и подлодки, паромы и газовозы, круизные и военные корабли.

САМЫЙ крупный из пяти доков имеет длину 426 метров и ширину 88,24 метра и предназначен для судов с дедвейтом до 700 тысяч тонн. Хотя в Киле задействовано всего 3200 сотрудников, компания является крупнейшим промышленным работодателем самого северного германского федерального округа Шлезвиг-Гольштейн. На сегодняшний день в состав HDW входят семь дочерних компаний.

А все началось с того, как в 1838 году Джоханн Швефелл и Август Фердинанд Ховалдт основали машиностроительный завод и чугуноплавильное производство в городе Киль. Молодая компания «Schweffel Howaldt» занималась изготовлением паровых двигателей и котлов для кораблей, печей и кухонной утвари, а также поставляла чугун и обработанное железо для сельскохозяйственных нужд. Однако все же судостроение было основной мечтой этих двух людей. В 1851 во время Германо-Датской войны с верфи «Schweffel Howaldt» сошла первая в мире действующая подводная лодка «Brandtaucher», построенная на тех же принципах, которые применяются и сегодня. И только начиная с 1865 года, сменив имя, компания серьезно стала заниматься кораблестроением. Первый пароход, названный «Vorwarts», что в переводе с немецкого означает «Вперед», ознаменовал стремление новой судоверфи в будущее. Уже менее чем через двадцать лет, «Howaldtswerke» праздновала спуск на воду сотого по счету корабля. На переломе веков компания прочно обосновалась среди ведущих немецких кораблестроителей. Меняя своих владельцев, юридические статусы, места расположения в Киле и Гамбурге, она смогла выжить в течение обоих мировых воин и вплоть до сегодняшних дней продолжает наращивать свои мощности.

Настоящее название HDW получила только в 1968 году, после объединения двух одноименных компаний «Howaldt-swerke AG», расположенных в двух разных городах: Киле и Гамбурге, и еще одного немецкого кораблестроителя «Deutsche Werft AG».

История судоверфи - это всегда история ее кораблей. Всего HDW построила более полутора тысяч торговых и военных судов всевозможного назначения. Самые знаменитые из них: полярное исследовательское судно «Gauss» (1901), второй в мире корабль с двигателем «Monte Penedo» (1911), трансатлантический лайнер «Imperator» (1913), первый в мире супертанкер «Jupiter» (1914), первая плавающая авиационная база для трансатлантических почтовых служб «Ostmark» (1936), первый танкер с дедвейтом сорок тысяч тонн «Tina Onassis» (1953), атомное грузовое судно «Otto Hahn» (1968), исследовательское судно «Polarstern» (1982), новый контейнеровоз с открытым верхом «Norasia Fribourg» (1993), сторожевой корабль с технологией стелс «Visby» (2002).

При поддержке Министерства по исследованиям и технологиям HDW в начале восьмидесятых разработала и претворила в жизнь удачную концепцию «корабля будущего». После того как согласно этой программе было построено восемь первых грузовых судов, появилось два прототипа универсальных контейнеровозов, вобравших в себя все инновации и революционные технологические решения того времени. В основе концепции лежало предложение использовать компьютерные технологии в системах управления и обслуживания судов, что в дальнейшем значительно облегчило работу персонала и сделало функционирование кораблей более экономичным и безопасным. Компания внесла огромный вклад в развитие современных контейнеровозов, и на сегодняшний день является самой опытной судоверфью в мире в этой области деятельности.

Чрезвычайно популярный в Германии телесериал «Traumschiff» («Корабль мечты») принес в каждый немецкий дом все великолепие круизных лайнеров, построенных HDW. Инженеры компании вложили все свои силы и знания в проекты пассажирских кораблей и паромов, хорошо сочетающих дизайн, комфорт и функциональность. Наглядным тому примером может служить плавающий пятизведочный отель - лайнер MS «Deutschland», построенный в 1998 году. Это семи палубное судно имеет длину 175 метров, ширину 25 и осадку 5,6 метров. При валовой регистровой вместимости 22400 тонны максимальная скорость составляет двадцать один узел. Судно может принять на борт 513 пассажиров и 240 членов экипажа. Почти три сотни уютных кают, три ресторана, бары, кинотеатр, бутик, два бассейна, сауна, фитнесс-центр - все предназначено для максимального удобства и комфорта пассажиров.

Еще одним направлением гражданского судостроения является создание танкеров для перевозки сжиженного натурального газа. Такие судна, вместимость которых составляет 125000 кубических метров, за двадцать лет смогли доказать свою надежность.

Военные заказы также не обходят компанию стороной. HDW занимается строительством субмарин, фрегатов, корветов и десантных кораблей, а также их ремонтом и модернизацией. Помимо всего прочего военно-морское подразделение компании занимается поставкой различного оборудования, предназначенного в основном для подводных лодок. Ежегодно компания тратит огромные средства на исследовательские работы.

«Быстрее, тише, глубже»- этот девиз компании на протяжении уже тридцати лет используется при строительстве неатомных подводных лодок для немецких ВМС, стран НАТО и других дружественных государств. Общее число произведенных лодок превышает 90 единиц. Последняя разработка HDW - новый класс субмарин - тип 214, который вобрал в себя все современные технологии, и на сегодняшний день является самым совершенным среди неатомных подлодок в мире. Его прообразом послужил класс 212А, основным нововведением которого стало использование энергии водородно-кислородных элементов при медленном движении.

Другим приоритетным направлением является разработка и строительство надводных кораблей для ВМС со всего мира. Помимо десантного корабля для Нигерии, корветов для Колумбии и Малайзии, компания поставила фрегаты для германского, греческого, португальского и турецкого флотов. Основной характеристикой последних судов является их модульная конструкция, позволяющая легкую интеграцию систем вооружения и различных компонентов.

Фрегат «Шлезвиг-Гольштейн» (класс F123) вошел в ряды немецкого военно-морского флота в декабре 1995 года и наряду с тремя аналогичными кораблями составляет основу современных ВМС Германии. В августе этого года прошла церемония вывода из дока первого фрегата класса F124 «Гамбург», совместно спроектированного усилиями трех компаний: HDW, «Blohm+Voss» и «Thyssen Nordseewerke». Его строительство началось в сентябре 2000-го, а сдача запланирована на декабрь 2004 года.

Таким образом, за всю свою многолетнюю историю HDW, наверное, единственная компания в мире, представившая такое большое количество технологических разработок, воплощенных в жизнь. Этого удалось добиться за счет всесторонних исследовательских работ и постоянной модернизации и расширения производства.

Андрей БОЯРЧУК. По материалам зарубежных источников