Корабельная сторона
Номер от 3 февраля 2003 г.

Ракета не пошла
Российские фрегаты безоружны в руках индийцев

В конце января Москва впервые публично признала факт задержки исполнения крупнейшего для России экспортного контракта. Передача Индии двух фрегатов, которые строятся на санкт-петербургском Балтийском заводе, в положенный срок не состоялась.

ИНДИЙСКИЕ экипажи так и не смогли выполнить с них зачетные стрельбы из-за неполадок в одной из главных систем вооружения - ракетном комплексе «Штиль-1». Теперь корабли будут сданы заказчику не ранее апреля 2003 года. Это может поставить под угрозу заключение нового миллиардного контракта с Дели на постройку еще трех фрегатов.

Контракт на строительство и поставку для ВМФ Индии трех фрегатов был подписан 17 ноября 1997 года между индийским минобороны и госкомпанией «Росвооружение». Эксперты оценили его стоимость в $1 млрд. Головным исполнителем контракта 10 марта 1998 года стал Балтийский завод. Закладка головного фрегата «Talwar» состоялась 10 марта 1999 года (спущен на воду 12 мая 2000 года); второго, «Trishul»,- 22 сентября 1999 года (спущен 24 ноября 2000 года); третьего, «Tabar»,- 26 мая 2000 года (спущен 25 мая 2001 года). Первый корабль должен был быть передан заказчику в мае 2002 года, следующие, с интервалом в шесть месяцев, - в ноябре 2002-го и в мае 2003 года.

Серия фрегатов проекта 1135.6 уникальна тем, что впервые в российской истории для зарубежного заказчика строился корабль, аналога которому не было в Российском ВМФ. В реализацию проекта были вовлечены 130 поставщиков из России, Белоруссии, Украины, Индии, Англии, Германии, Дании и других стран, включая более 30 петербургских предприятий и институтов. В одобренной правительством Индии в феврале прошлого года программе модернизации военно-морских сил страны, рассчитанной на 30 лет, фрегатам российской постройки отводилась существенная роль в защите военно-морских целевых групп.

Фрегат проекта 1135.6 разработан Северным проектно-конструкторским бюро на базе российского сторожевого корабля проекта 1135.1 (всего построено семь кораблей этого типа для Российского ВМФ). Фрегат имеет водоизмещение 4 тыс. тонн. Он способен выполнять широкий круг задач в океане, в первую очередь поиск и уничтожение подводных лодок и крупных надводных кораблей. Фрегат вооружен ударным противокорабельным комплексом «Club» с вертикальным стартом ракет, а также реактивной бомбометной установкой РБУ-6000, многоканальным зенитно-ракетным комплексом средней дальности «Штиль-1», зенитным ракетно-артиллерийским комплексом «Каштан», артиллерийским комплексом «Пума-универсал». На фрегате предусмотрено базирование противолодочного вертолета.

Первым на заводские испытания вышел фрегат «Talwar». Они начались в ноябре 2001 года. Сразу обнаружились проблемы с двигателями, корпусом, интеграцией оборудования и систем оружия. К началу февраля, как утверждают на Балтзаводе, эти недостатки были устранены. С 8 февраля по 15 марта 2002 года фрегат успешно прошел государственные испытания на Балтике, в ходе которых подтвердил заявленные характеристики. 8 мая госкомиссия, состоящая из представителей ВМФ России, и руководство Балтийского завода подписали акт приемки фрегата «Talwar». Параллельно прошел береговое и морское обучение и индийский экипаж, состоящий из 180 офицеров и матросов.

17 мая прошлого года начались приемо-передаточные испытания с индийским экипажем. Тут опять возникли проблемы. Как рассказал заместитель генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт» Виктор Камардин, «Индия решила поставить на фрегат слишком много радиоэлектронных систем. Это привело к большим сложностям. Возникли такие радиоэлектронные помехи, что при испытаниях комплекса «Штиль-1» зенитная ракета сразу после выхода из пускового контейнера потеряла управление, произошло ее самоуничтожение. Это стало причиной задержки в передаче двух первых фрегатов Индии».

Генеральный директор Балтийского завода Олег Шуляковский заявил: «Эти корабли абсолютно новые. В них было много новых систем вооружения. Первый корабль закончил приемо-передаточные испытания по всем видам вооружений и техники и принят 21 июля прошлого года индийской стороной, за исключением зенитного ракетного комплекса «Штиль-1». Причем этот комплекс вместе с другими системами корабля был принят российской государственной комиссией, а неудачи с ним появились только при приемо-передаточных испытаниях: прошли неудачные пуски. С тех пор разработчики комплекса «Штиль-1» и зенитной ракеты в полном согласовании с индийской стороной ведут различного рода научно-исследовательские работы, измерения, проверки, связанные с доведением и испытаниями комплекса и его ракеты. Это проблема не только этих кораблей, а глобальная проблема, поскольку предусмотрены также поставки подобных комплексов и в Индию для кораблей индийской постройки, и на эсминцы, которые строятся для Китая, и на корабли, которые строят сами китайцы. Наша проблема заключалась в том, что мы оказались первыми, кто поставил на свой корабль «Штиль-1». Сейчас готовятся испытания этого комплекса с доработанным программно-математическим обеспечением и доработанной ракетой. В этом году испытания пока не проводили, так как была плохая погода. Стрельбы пройдут в самые ближайшие дни».

Пока же индийский экипаж «Talwar», все это время находившийся в Санкт-Петербурге, возвратился в Индию. Из-за проблем с комплексом «Штиль-1» второй фрегат - «Trishul» - вышел на госиспытания лишь в ноябре прошлого года. «Рособоронэкспорт» и индийские заказчики перенесли дату передачи обоих фрегатов на год - на апрель 2003 года. Господин Камардин на днях заявил: «Мы уверены, что к апрелю корабли будут переданы заказчику».

Константин ЛАНТРАТОВ,«КоммерсантЪ»