Корабельная сторона
Номер от 27 января 2003 г.

Российские лодки: проект 955
Мир затаенно ожидает, чем на этот раз удивят русские

2 ноября 1996 года в Северодвинске состоялась закладка первой в мире атомной ракетной подводной лодки 4-го поколения. Новый подводный крейсер стратегического назначения получил имя «Юрий Долгорукий».

СЛЕДУЕТ сразу оговориться, в открытых источниках о конструктивных особенностях лодок проекта 955 говорится крайне мало. Это и понятно. Кораблестроение, к тому же подводное, к тому же атомное - всегда тайна за семью печатями. Вместе с тем активное нагнетание западными источниками положений о подавляющем превосходстве американской конструкторской мысли повышает интерес к происходящему в цехах Севмаш-предприятия.

Для придирчивого взгляда приводимая в открытой печати информация очень фрагментарна. К тому же она носит весьма противоречивый характер: от утверждений, что РПКСН проекта 955 «станет самой малошумной атомной подводной лодкой в мире» до безапелляционного приговора, что «Долгорукий» устарел еще на стапеле. Впрочем, некоторое общее представление об «идеологии», положенной в основу создания нового корабля, можно составить на основе выступлений специалистов отечественного подводного кораблестроения и аналитиков флота. При этом следует учесть, что представление это будет «очень общим» и в нем могут быть неточности, о которых мы можем узнать по прошествии времени.

Исследования облика ракетной подводной лодки 4-го поколения велись в нашей стране с 1978 года. Непосредственная разработка корабля 955-го проекта (шифр «Борей») началась в ЦКБ морской техники «Рубин» под руководством главного конструктора В.Н. Здорнова в конце 80-х годов прошлого века. К тому времени обстановка в мире изменилась. Это наложило свой отпечаток и на облик перспективного атомохода. Было решено отказаться от гигантских размеров и необычной компоновки, какие применялись на лодках проекта 941, вернувшись к «классической» схеме с одним прочным корпусом.

Согласно первоначальным планам, лодку предполагалось вооружить ракетным комплексом, разработанным «макеевской» фирмой. Мощные твердотопливные ракеты с разделяющимися головными частями должны были оснащаться новой системой инерциально-спутникового наведения, позволяющей существенно повысить точность стрельбы. Хотя и до этого, как доводилось не раз слышать, советские корабельные ракеты попадали в цель гораздо ближе к «колышку», нежели их основные западные конкуренты. Но случилось непредвиденное: серия неудачных испытательных пусков новой ракеты заставила пересмотреть состав ракетного вооружения «Юрия Долгорукого». При этом многие аналитики указывают, что такое решение было поспешным, вредным и не совсем справедливым. Но как бы там ни было, а в 1998 году в Московском институте теплотехники, ранее специализировавшемся на создании стратегических баллистических твердотопливных ракет наземного базирования («Пионер», «Тополь», «Курьер», «Тополь-М»), а также противолодочных ракетных систем («Медведка»), началась разработка новой ракетной системы «Булава-30» с межконтинентальной твердотопливной баллистической ракетой, оснащенной разделяющейся головной частью. По сообщениям в печати, комплекс должен существенно превосходить американский аналог - «Трайдент» - по способности преодолевать систему ПРО, а также по точности поражения целей. Новая морская ракета в значительной степени унифицирована с межконтинентальной ракетой наземного базирования «Тополь-М», однако не является ее прямой модификацией. Различия в особенностях морского и наземного базирования не позволяют без существенного снижения боевых характеристик создать универсальную ракету, в одинаковой степени удовлетворяющую требованиям как ВМФ, так и РВСН. Под практическую апробацию нового ракетного комплекса на Севмаше прошла модернизацию лодка проекта 941. Она была спущена на воду летом 2002 года. К сожалению, как утверждает ряд информационных агентств, «Булава-30» не готова встать на вооружение до сих пор.

Последние достижения в создании оружия и корабельных радиоэлектронных средств позволяют в настоящее время реализовать идею создания различных типов подводных кораблей на основе единой базовой модели. В этом случае отсеки и оконечности субмарины, главная энергетическая установка и основные общекорабельные системы выполнены практически одинаковыми. Отличия заключаются, в основном, в целевых модулях главного оружия. Такой подход ставит перед конструкторами ряд сложных задач, особенно при поиске компромиссов между различными классами подводных лодок, а также при достижении заданных кораблестроительных характеристик. В то же время метод базовой модели создает условия, позволяющие существенно упростить всю инфраструктуру базирования подводных лодок, сократить номенклатуру комплексов технического обслуживания и ремонта, упростить и удешевить строительство, облегчить освоение кораблей их экипажами.

Именно по такому пути пошли американцы. Их новые лодки строятся по модульной схеме. При этом базовые модули одинаковы и для стратегических ПЛАРБ, и для многоцелевых. Можно предположить, что и при создании российских атомных подводных лодок 4-го поколения была предпринята попытка реализации метода базовой модели. Во всяком случае, уровень унификации двух кораблей, проектов 955 и 885, должен быть значительно выше, чем на атомоходах предшествующих поколений.

Как указывают отечественные источники, самому «Юрию Долгорукому» не везет так же, как и его оружию. Строительство, начатое во времена экономического коллапса, не могло не сказаться на сроках, да и на самом проекте. Проект 955 неоднократно переделывался. Сейчас сообщается, что он утвержден окончательно. Теперь это будет одновальная лодка с энергоустановкой, аналогичной проекту 971. За счет снижения мощности уменьшилась полная подводная скорость, зато «Юрий Долгорукий» стал еще менее шумным.

Называются следующие тактико-технические данные проекта (некоторые данные в разных источниках серьезно отличаются): водоизмещение надводное - 14720, подводное - 24000 (17000) тонн. Размерения: 170х13,5х9(10)метров. Скорость в надводном положении - 15, в подводном - 29 узлов. Предельная глубина погружения - 450, рабочая глубина погружения - 380 метров. Вооружение: 12 единиц межконтинентальных баллистических ракет и торпеды 533 мм. Автономность - 100 суток. Экипаж - 107 (130) человек. Сообщалось, что подводный крейсер планируется оснастить всплывающей спасательной камерой, способной вмещать весь экипаж.

По силуэту новая лодка будет во многом напоминать своих «горбатых» предков семейства «667». К настоящему времени прочный корпус с необходимым насыщением агрегатами сформирован, а окончательное вступление в строй этой лодки планируется в 2005 году. Впрочем, ряд наблюдателей не советует принимать на веру объявленную выше дату сдачи.

В обеспечении боевой устойчивости перспективных ракетных подводных лодок важное место отводится вопросам противоторпедной защиты. Это потребует реализации в конструкции ряда новых решений по снижению демаскирующих полей корабля. Решение проблемы обороны лодки от противолодочных торпед предполагается достичь за счет создания специальных комплексов, объединяющих средства обнаружения и целеуказания, специальные средства поражения, а также системы акустического противодействия. Важнейшими условиями решения задачи ядерного сдерживания являются надежное управление и высокая выживаемость в боевых условиях стратегических подводных ракетоносцев. Поэтому параллельно с созданием новых кораблей ведутся работы и по совершенствованию автоматизированной системы связи и боевого управления.

Владимир ВОЛОДИН. По материалам открытых источников