Корабельная сторона
Номер от 27 января 2003 г.

Почему мало волос у сенатора Данлена
Американские гости делятся впечатлениями о визите в Архангельск

Практически всю минувшую неделю в гостях у депутатов областного Собрания находились их коллеги из американского штата Мэн - председатель комиссии по управлению ресурсами живой природы и рыбы Мэтью Данлен, его заместитель Дэвид Трехан и юрист Рэймонд Пэллетьер. Их встречи с народными избранниками Архангельской области перемежались поездками на промышленные предприятия и посещениями культурных учреждений.

ПРЕЖДЕ всего стоит отметить неподдельное желание американцев узнать как можно больше о разных сторонах депутатской деятельности наших избранников. В частности, много спрашивали, как они взаимодействуют с исполнительной властью, с судебными органами, как принимается бюджет, участвует ли в этой процедуре общественность, есть ли лоббисты в законодательном органе и как они себя ведут... Очень удивили американцев широкие полномочия российской прокуратуры и особенно тот факт, что этот грозный орган имеет право опротестовывать законопроекты, выступать с законодательной инициативой. Прокурор области Александр Апанасенко пояснил, что широкий спектр контрольных функций обусловлен тем, что законодательный свод в России все еще формируется, много случается перехлестов, приходится поправлять региональные власти.

- Сейчас в России идет судебно-правовая реформа, цель которой - сузить правовое поле прокуратуры, свести ее деятельность только к уголовному преследованию. Уверен, что все будет, как у вас. Или почти так, - подытожил Александр Николаевич.

- Демократическое общество сразу не построишь, - согласился Дэвид Трехан и рассказал, как мучительно долго дебатировали американцы в 40-е годы по поводу сроков президентского правления: одни ратовали за то, чтобы глава государства оставался на своем посту до тех пор, пока его выбирают. Другие настаивали на определенном сроке. Победила вторая точка зрения - президент в США может исполнять свои обязанности только два срока. Зампредседателя постоянной комиссии ТЭК, лидер фракции «Единая Россия» в областном Собрании Анатолий Фролов заметил: «У нас теперь такая же норма. Так что учимся. На чужих ошибках это делать лучше, чем на своих».

Шутка вызвала искренний смех гостей. Позже Анатолий Григорьевич удивил коллег добротным знанием американского законодательства, касающегося нефтяных фирм. Объяснил осведомленность тем, что служит в «ЛУКОЙЛе», часто приходится бывать с деловыми визитами в «ваших краях». Услышав слово «ЛУКОЙЛ», сенаторы дружно закивали головами, дескать, знаем, знаем...

Еще бы не знать, ведь компания недавно купила в Америке аж 1000 бензоколонок.

Г-н Мэтью Данлен, имеющий небольшой бизнес, задал «сокровенный», как он сказал, вопрос: чем руководствуется депутат-бизнесмен, когда голосует за законопроект, так или иначе связанный с его бизнесом?

- Это действительно сложный выбор, - подумав, согласился Фролов. - Как народному избраннику мне надо защищать интересы избирателей, но и в ущерб бизнесу тянуть руку вверх было бы противоестественно. В общем, голова разламывается в такой ситуации.

У американцев, оказывается, тоже «голова раскалывается», но не так сильно. Существует правило: если это касается твоего бизнеса, то ты просто не имеешь права голосовать.

- У нас есть три категории лобби, - пояснил Мэтью Данлен, - обычные граждане, которые при желании могут участвовать при обсуждении законопроекта. Участвуют в этом процессе общественные организации. А также есть специальные адвокатские конторы, в которых работают профессиональные юристы: они «проталкивают» законопроекты наиболее цивилизованно и быстро. Правда, за солидное вознаграждение. У вас, как я понял, лоббирование понимается несколько иначе: это беседа заинтересованного лица с депутатом в закулисной обстановке.

Это не единственное различие в деятельности наших и американских депутатов. Скажем, если у нас народного избранника тронуть не моги, чтобы он ни делал на работе, дома, то в штате Мэн он неприкасаем, пока добирается до парламента, выступает на сессии - тут говори, что хочешь, - и возвращается домой. Во всех других ситуациях его права ничуть не отличаются от прав обычных граждан.

На пресс-конференции американские сенаторы, отвечая на вопрос, что полезного увезете домой, ответили: «Хотелось, чтобы у нас все ветви власти действовали так же дружно, как у вас».

- У меня было бы больше волос на голове, если бы я работал в вашем парламенте, - улыбнулся Данлен. - У нас же идут постоянные «драчки» палаты представителей с сенатом, сената с губернатором...

Что касается защиты национальных интересов, то приведу такой факт. Прилетели сенаторы в Архангельск через Хельсинки и обратно последовали тем же маршрутом. Такое у них требование: если используешь бюджетные деньги, то выбирать нужно тот маршрут, который обслуживает американская авиакомпания. Такая вот простая, но эффективная поддержка собственного производителя.

Недельные дискуссии были полезными и поучительными, признали законодатели при расставании. И хотя больше учились наши избранники, никто в этом не усматривал чего-то зазорного, ущемляющего национальную гордость. Обе стороны понимают, что демократические процедуры в нашей стране только выстраиваются, в США же они шлифовались столетиями.

Алексей ГУНДОРОВ