Корабельная сторона
Номер от 27 января 2003 г.

Климат для бизнеса
Анализ анкетирования предпринимателей города

За счет чего малый бизнес сегодня не тонет, а держится на плаву? Как относятся предприниматели к рекламе? Начал бы кто-нибудь из них свою деятельность в сегодняшних условиях с нуля?

АНКЕТИРОВАНИЕ на эти темы мы провели во время третьей конференции предпринимателей Северодвинска. Анализ полученных ответов сегодня помогает нашему управлению в работе над программой развития малого и среднего бизнеса. Итак, каково же мнение предпринимателей о бизнес-климате в нашем городе?

Приятно, что большинство из них нацелено уже не на поиск возможностей, как выжить, а на развитие. Несмотря на несовершенство налоговой политики и не очень стабильные экономические условия. Так, 67% опрошенных предполагают создавать новые рабочие места, в том числе 50% респондентов заявили однозначно, что намереваются сделать это в ближайшем будущем: нужны рабочие руки.

В то же время непонятно, почему же тогда в программе общественных работ, которая и предусмотрена для организации трудоустройства лиц рабочих специальностей, участвует лишь треть опрошенных, а 60% о ней вообще не знают? Между тем эта программа предполагает долевое финансирование оплаты труда таких работников со стороны Центра занятости. Предпринимателю, несомненно, выгодно.

Отвечая на вопрос, за счет чего малый бизнес держится на плаву, большинство указало знание конъюнктуры рынка (52%) и деловые качества сотрудников (40%). То, что предприниматели так оценивают свои кадры, безусловно, приятно. В то же время 14% признались, что для них единственная возможность сводить концы с концами - платить работникам низкую заработную плату. Вряд ли такой путь можно признать конструктивным. Тут о привлечении деловых квалифицированных кадров вряд ли может идти речь.

Явно недооценивают наши предприниматели и рекламу. Лишь 2% опрошенных считают ее «двигателем бизнеса». Хотя, как показывают исследования западных специалистов, сегодня до 80% капитализации многих ведущих фирм за рубежом - это «цена» их имиджа, стоимость марки. Вряд ли стоит пренебрегать этим важнейшим ресурсом. Хотя такая оценка рекламы вполне объяснима: научно обосновано, что ощутимый рост товарооборота (или выручки) предприятия при осуществлении рекламной кампании наблюдается в том случае, когда затраты на рекламу достаточно велики и неоднократны.

На общем фоне существующих проблем явно вырисовывается и еще одна: недостаток оборотных средств. Порядка 14% опрошенных утверждают, что держатся на плаву за счет полученных кредитов.

Предприниматели, как показывает опрос, люди достаточно рисковые. Об этом можно судить по готовности чуть более 40% из них начать в сегодняшних условиях бизнес с нуля. Безусловно, учтя прежние ошибки, определенного рода обстоятельства и т.д. Однако 58% опрошенных, судя по их ответам, не рискнули бы сегодня это сделать, так как, по их мнению, главное условие благополучия в этой сфере - наличие финансов, серьезного капитала. С этим, по большому счету, можно согласиться, поскольку среди путей консолидации финансов для большинства лиц реально доступны до сего дня лишь два: банковский кредит, требующий крупного обеспечения или залога, и «нечестный» бизнес.

И наконец, о поддержке малого бизнеса со стороны органов власти и управления. Как показывают результаты опроса, 5% предпринимателей чувствуют лишь моральную поддержку со стороны органов местного самоуправления, а более 30% - вообще ее не ощущают. Около 17% опрошенных ответили, что видят пользу взаимодействия при решении вопросов, связанных с налоговым законодательством. В то же время 10% респондентов заявили хоть и резко, но достаточно откровенно: не мешайте работать! В качестве комментария скажем, что впервые за последние годы сами предприниматели отмечают неразрывность собственных интересов бизнеса с состоянием экономики города. А посему и сущность поддержки малого предпринимательства сегодня должна заключаться не в создании для него каких-то особых «тепличных условий», а в содействии развитию новых производств и видов деятельности, привлечении в Северодвинск инвестиционных потоков. По сути, в повышении жизненного уровня и благосостояния жителей города, как бы это громко ни звучало. Будут лучше жить люди, будут у них деньги - и бизнес будет развиваться. Это аксиома. Но чтобы она стала реальностью, всем нам предстоит сделать еще очень много. В том числе и самим предпринимателям.

Наталия ВЫЖЛЕЦОВА, заместитель начальника управления экономики администрации Северодвинска