Корабельная сторона
Номер от 20 января 2003 г.

Дни и ночи
Двести дней длилось сражение за Сталинград

По количеству участвовавших в нем людей и техники оно превзошло все сражения, какие знала до этого история. На отдельных этапах Сталинградской битвы, охватывающей территорию почти в 100 тысяч квадратных километров, участвовали в боях свыше двух миллионов человек, до 25 тысяч орудий и минометов, более двух тысяч танков и столько же самолетов.

Бои на улицах

На улицах Сталинграда и в его окрестностях отважно дрались с врагами северодвинцы. В середине сентября на территории тракторного завода оказался и наш земляк Андрей Петрович Кузнецов. Молоденький младший лейтенант, еще не обстрелянный войной, получил под командование пополнение солдат, прибывших из госпиталей. Перебирались на передний край ночью.

Командир батальона, куда входил его взвод, указал место обороны, добавив: без команды ни шагу назад! Начали оборудовать огневые позиции. Противник беспрерывно вел огонь. Трассирующие пули прошивали темноту длинными светящимися очередями. Ракетами освещали наш передний край.

- При виде своих подчиненных солдат я вначале растерялся: уж больно немолодо выглядят мои пулеметчики, - вспоминает Андрей Петрович, - но ошибся. Опытные воины, прошедшие не одну схватку с врагом, неторопливые на вид, в момент боя были неузнаваемы. Как-то рано утром фашисты открыли по нам сплошной минометный огонь, после чего пехота пошла в психическую атаку. Стреляя на ходу из автоматов, они шли на нас почти строем, не обращая внимания на потери. Еще до открытия огня подошел ко мне помощник с предложением: «Сделаем выдержку, огонь откроем, когда расстояние до них будет на бросок гранаты». Так и сделали. Фрицы не выдержали нашего дружного огня, оставили трупы, бросились назад. Днем и ночью большими силами и маленькими группами фрицы навязывали нам бой, старались измотать физически и уничтожить. Мы несли потери. Вражеские снайперы и автоматчики старались в первую очередь вывести из строя пулеметный расчет. Пулемет в те времена был самым эффективным стрелковым оружием. В одном из боев меня ранило в бедро.

Против танков Манштейна

Стрелковая дивизия, в которой служил П.А. Варфоломеев, вела оборонительные бои северо-западнее Сталинграда в нескольких километрах от его окраин.

- Из окопов, - рассказывал Петр Александрович, - хорошо были видны руины разрушенных городских домов, зарево горящих зданий, не исчезающее ни днем ни ночью. Но все мы жили ожиданием перемен на фронте, особенно на нашем участке. И такой день наступил. Утром 19 ноября залп тысяч орудий, минометов известил о начале долгожданного наступления, час возмездия наступил. И все же продвижение на запад проходило медленно. Фашисты цеплялись за каждый бугорок, клочок земли, без боя не отходили.

Особенно упорные бои развернулись с танками и пехотой генерала Манштейна. В один из моментов врагу удалось разрушить нашу противотанковую систему, было уничтожено несколько противотанковых орудий и расчетов. В ход против танков пошли ручные гранаты, бутылки с зажигательной смесью. Вражеские танки были остановлены, многие горели, как свечи.

В одном из боев в роте погибли офицеры - командиры взводов. Могло произойти непоправимое - отход с занятых рубежей. Варфоломеев взял на себя командование ротой и боем. Была одна задача: выстоять. Бойцы поверили в его умение, отвагу. Не дрогнули, выстояли и победили. Танки с пехотой не прошли боевые порядки, где дралась их рота.

После битвы

О многочисленных схватках с танками и пехотой Манштейна в свое время рассказывали мне наши земляки Г. С. Ботин и П. А. Кушев, ушедшие из жизни несколько лет тому назад. Оба они не были новичками на фронте, не раз участвовали в больших и малых боях с фашистами. Приходилось и отступать, и побеждать, но бои с армией Манштейна носили особенно упорный характер. Танки и пехота шли на помощь 6-й армии Паулюса. Гитлер требовал от Манштейна любой ценой освободить окруженные войска в Сталинграде. Гитлеровцы шли к нашим оборонительным рубежам, как говорится, напролом. В их танковых рядах то и дело вспыхивали пламенем машины, но они не обращали на это внимания. Прекращали атаку, только когда выдыхались сами, когда наступать уже было некому. Для следующей атаки подходили новые колонны танков, и все начиналось сначала. О таких боях рассказывать тяжело.

- Мы, - вспоминали Георгий Степанович и Петр Алексеевич, - не думали, что останемся живыми и нам когда-нибудь придется рассказывать об этих страшных днях. Ветераны отметили, что события тех дней очень хорошо показаны в кинофильме «Горячий снег». Сам раненный, командующий армией генерал Бессонов, проходя после сражения по передовым позициям, рассматривая десятки подбитых вражеских танков, просил найти оставшихся в живых наших бойцов. Нашли... четверых.

Вручая им ордена Красного Знамени, он говорил:

- Все, что могу... Все, что могу. Спасибо за подбитые танки. Это было главное - выбить у них танки. Это было главное...

Героев - северодвинцев Г. С. Ботина и П.А. Кушева унесли на носилках с поля боя тяжело раненными. На Георгия Ботина пришла на родину к матери похоронка. Когда, после выздоровления, он заявился домой, сразу и не поверили, что сын Георгий жив!

Победную точку в Сталинградской битве поставили воины Красной Армии. В ночь на 31 января 1943 года фашистский генерал-фельдмаршал Паулюс был выдворен из своей берлоги - центрального универмага Сталинграда. С высоко поднятыми руками сдался на милость победителей. Вся сталинградская группировка немецких войск последовала примеру своего главнокомандующего. Поход фашистских завоевателей на Сталинград бесславно закончился 2 февраля 1943 года.

Михаил КОЧНЕВ