Корабельная сторона
Номер от 20 января 2003 г.

Российские лодки: проект 941
Из-за своих размеров она даже попала в Книгу рекордов Гиннесса

Первой отечественной твердотопливной баллистической ракетой стала РСМ-45. Ее разместили на опытной лодке, переоборудованной из корабля проекта 667А. Следующей и пока последней принятой на вооружение МБР на твердом топливе стала РСМ-52 (дальность полета более 8300 км, у каждой имеется 10 боеголовок индивидуального наведения). Эта ракета поступила на вооружение в качестве новой стратегической системы Советского Союза - «Тайфун».

ПЛАТФОРМОЙ для комплекса стали новые уникальные лодки проекта 941 (отечественный шифр «Акула», по классификации НАТО - «Typhoon»). Как и в проекте 667, главным конструктором подводного крейсера стал Сергей Ковалев из ЦКБ МТ «Рубин». Новизна разработки, сжатые сроки создания, требование получения минимальной осадки в надводном положении для захода в существующие базы привели к необходимости иметь огромный запас плавучести. В конечном итоге это вылилось в громадное водоизмещение. Достаточно сказать, что полное подводное водоизмещение «Акулы» превосходит водоизмещение авианосца «Адмирал Горшков». При этом ровно половину составляет балластная вода. Из-за этого лодку бескостные флотские языки окрестили «водовозом». Так «Акула» стала самой большой подводной лодкой в мире и даже была занесена в Книгу рекордов Гиннесса.

Но справедливости ради заметим, что создание корабля явилось для того времени ответной мерой на строительство в США ПЛАРБ типа «Огайо», каждая из которых может нести до 24 ракет «Трайдент-1» и «Трайдент-2», обладающих дальностью полета от 7400 до 12000 километров. С позиций сегодняшнего дня ряд экспертов полагает, что проект «Тайфун» был для СССР явным излишеством, поскольку флот Советского Союза к тому времени уже имел 43 ракетных крейсера стратегического назначения. Однако многие другие эксперты полагают, что система «Тайфун» явилась для того, да и для сегодняшнего, времени лучшим оружием. Но по ряду экономических и политических причин она не смогла на практике раскрыть весь свой потенциал.

РПКСН проекта 941 является носителем двадцати 3-ступенчатых твердотопливных МБР РСМ-52. По конструкции это многокорпусная подводная лодка. Внутри легкого корпуса с противогидроакустическим покрытием находятся 5 прочных обитаемых корпусов. Два главных расположены параллельно друг другу и симметричны относительно диаметральной плоскости (наибольший диаметр - 10 м). Прочные корпуса выполнены из титана. Перед рубкой корабля, что сделано впервые в мировой практике, между главными корпусами размещены в два ряда 20 шахт для МБР. В носовой оконечности, между корпусами, сверху, находится торпедный отсек, обеспечивающий размещение торпедных аппаратов, устройства быстрого заряжения, хранение торпедного боезапаса и, кроме этого, переход из корпуса в корпус. Корабль получил двухкаскадную систему резино-кордовой пневматической амортизации, были внедрены блочная компоновка механизмов и оборудования, а также новые, более эффективные звукоизолирующие и противогидролокационные покрытия. Благодаря этому лодки проекта 941 по сравнению со своими предшественниками стали самыми малошумными в классе отечественных РПКСН.

При конструировании большое внимание уделялось комфортному размещению экипажа. Офицеры живут в двух- и четырехместных каютах с умывальниками, телевизорами и кондиционерами, матросы - в маломестных кубриках. Имеется спортивный зал, бассейн, солярий, сауна, живой уголок.

Основные тактико-технические данные. Длина наибольшая - 172,0 м, ширина - 23,3 м, осадка по КВЛ - 11,0 м. Водоизмещение: надводное - 23200, подводное - 48000 тонн. Скорость надводная - 12, подводная - 25 узлов. Предельная глубина погружения - 500, рабочая глубина погружения - 380 метров. Экипаж - 160 человек. Автономность - 120 суток.

Вооружение состоит из шести 533-миллиметровых торпедных аппаратов с устройством быстрого заряжения. В качестве боеприпасов могут применяться практически все типы торпед и ракето-торпед данного калибра. Боекомплект состоит из более чем 20 торпед УСЭТ-80, ПЛУР 81Р, ПЛУР «Водопад» и ракето-торпед «Шквал». Торпедные аппараты могут применяться и для постановки мин. Для защиты лодки в надводном положении от низколетящих целей имеются восемь комплектов ПЗРК «Игла». Внизу, под торпедным отсеком, находится антенна ГАК. Позади шахт, над главными корпусами в диаметральной плоскости, под ограждением выдвижных устройств, расположен прочный модуль, состоящий из двух отсеков - ГКП и радиотехнического вооружения. Отсек центрального поста и его легкое ограждение смещены в сторону кормы корабля. По обоим бортам в основании рубки смонтированы две всплывающие спасательные камеры. В корме, между главными корпусами, расположен еще один прочный модуль, обеспечивающий переход из корпуса в корпус. Всего на «Акуле» 19 отсеков. Оригинальное «катамаранное» конструктивное решение продиктовано, в основном, невозможностью «вписать» в прочный корпус ракетные шахты, поскольку размеры ракет перешагнули, образно выражаясь, все мыслимые пределы. Достаточно сказать, что их стартовый вес - более 9О тонн.

Главная энергетическая установка состоит из двух эшелонов - по одному в каждом главном прочном корпусе. В каждый эшелон входят водо-водяной реактор на тепловых нейтронах ОК-650 (аналогичный устанавливаемым на атомных ледоколах типа «Сибирь») и турбозубчатый агрегат мощностью 50000 л.с. На борту лодки установлены четыре турбогенератора по 3200 кВт и два дизель-генератора ДГ-750. Блочная компоновка всех агрегатов и комплектующего оборудования, помимо технологических преимуществ, позволила применить и более эффективные меры по виброизоляции, снижающие шумность корабля.

У лодки развитое кормовое оперение. При этом горизонтальные рули размещены непосредственно за винтами. Два малошумных семилопастных гребных винта фиксированного шага установлены в кольцевых насадках. В качестве резервных средств движения имеются два электродвигателя постоянного тока мощностью по 190 кВт, которые через муфты подключаются к линии главного вала. АПЛ оснащена подруливающим устройством в виде двух откидных колонок с гребными винтами (в носовой и кормовой частях). Винты подруливающего устройства приводятся в движение электродвигателями мощностью по 750 кВт. Носовые горизонтальные рули вынесены в носовую оконечность и выполнены убирающимися в корпус.

При создании нового корабля была поставлена задача расширения зоны его боевого применения подо льдами Арктики вплоть до предельных широт за счет совершенствования навигационного и гидроакустического вооружения. Рубка имеет ледовые подкрепления и крышу округлой формы, облегчающую всплытие во льдах. «Акула» способна проламывать лед толщиной более 2,5 метра.

РПКСН проекта 941 оснащен новым навигационным комплексом «Симфония», боевой информационно-управляющей системой, гидроакустической станцией миноискания МГ-519 «Арфа», эхоледомером МГ-518 «Север», радиолокационным комплексом МРКП-58 «Буран», телевизионным комплексом МТК-100. На борту имеется комплекс радиосвязи «Молния-Л1» с системой спутниковой связи «Цунами».

Цифровой гидроакустический комплекс типа «Скат-3», включающий в себя четыре гидролокационные станции, способен обеспечивать одновременное слежение за 10-12 подводными целями. Выдвижные устройства, расположенные в ограждении рубки, включают два перископа (командирский и универсальный), антенну радиосекстана, РЛК, радиоантенны системы связи и навигации, пеленгатор. Лодка оборудована двумя всплывающими антеннами буйкового типа, позволяющими принимать радиосообщения, целеуказания и сигналы спутниковой навигации на глубинах до 150 м и подо льдом.

Для постройки новых кораблей в Северодвинске на Севмашпредприятии был специально построен новый цех № 55 - самый большой крытый эллинг в мире. Головная лодка проекта 941 была заложена в 1976 году, а спущена на воду 23 сентября 1980 года. ТК-208 вступила в строй в конце 1981 года, практически одновременно со своим главным соперником - ПЛАРБ ВМС США «Огайо».

Всего было заложено 7 единиц РПКСН проекта 941. Но из-за договора по ОСВ строительство их было ограничено шестью кораблями. Последний - ТК-210 - был разобран недостроенным. На сегодняшний день три лодки уже выведены из строя действующих. А одна из них утилизируется на северодвинской «Звездочке».

Владимир ВОЛОДИН . По материалам открытых источников