К-19. Трагедия или фарс? Благодаря фильму, снятому режиссером Кэтрин Бигелоу, ожили воспоминания: может, так все и было?
4 июля 1961 года на АПЛ К-19, следовавшей на учения в Северную Атлантику, вышла из строя система охлаждения ядерного реактора. Советский подводный ракетоносец потерпел первую в истории нашего атомного флота аварию. Возникла угроза ядерного взрыва, и команде пришлось самостоятельно монтировать нештатную систему охлаждения реактора. 42 члена экипажа были облучены, восемь из них скончались. Зато удалось предотвратить глобальную катастрофу. Этот взрыв мог быть расценен американцами как наш первый ядерный удар, то есть начало третьей мировой войны. Ценой жизни героев удалось спасти экипаж и лодку, которая вскоре вернулась в строй. Этой ценой, возможно, были спасены и все мы - живущие ныне...ИСТОРИЯ та всплыла на свет лишь в 1989 году, а с 1993 года героям, оставшимся в живых, стали платить пенсию по инвалидности. Их военная пенсия вместе с субсидиями по болезни составляет в месяц приблизительно 109 евро; кроме того, морякам предоставляется возможность раз в год бесплатно съездить на отдых и лечение в санаторий.Актер Харрисон Форд за 20 дней съемок в фильме, посвященном истории их жизни, получил 25 миллионов евро.Голливуд, естественно, не упустил возможности снять картину по мотивам этих событий. Именно по мотивам. Ибо, по словам членов экипажа К-19, в фильме соответствуют действительности только две вещи. «Бутылка шампанского в самом деле не разбилась о борт лодки с первого раза во время ее спуска на воду. И, конечно, нельзя отрицать факта аварии на реакторе. Все остальное - сказки дяди Сэма», - сказал один из ветеранов Российского ВМФ. Но почему фильм снят лишь сейчас, спустя сорок лет? Разгадка этой тайны напрашивается сама собой. Вероятно, трагедия «Курска» катализировала творческий потенциал режиссера, продюсеров и всей системы киноиндустрии США. Самое время зафиксировать факт - дескать, история повторяется: от русских всегда исходит опасность. И тем паче, что сегодня на этом можно неплохо заработать.Обидно, что героизм наших подводников стал разменной картой в очередной игре политиков и бизнесменов, к тому же не слишком чистых на руку. И, разумеется, обидно, что фильм о нашей беде снимали не мы... Впрочем, сам вопрос, стоит ли вообще художественно воплощать на экране трагические события 1961 года, тоже не имеет однозначного ответа. Но раз уж это случилось...Возможно, для пущей солидности и придания налета документальности в картину был приглашен российский консультант. Он, как те восемь, бросился на защиту, защиту исторической правды, и немало в том преуспел: сценарий «К-19» переписывался тринадцать (!) раз. Хотя плетью обуха не перешибешь, и фильм, запрограммированный изначально на определенную идеологическую функцию, свернуть практически невозможно, это мы уже проходили на собственной шкуре. Впрочем, капитан I ранга Российского ВМФ, бывший командир подводной лодки петербуржец Сергей Апрелев, консультант нашумевшего блокбастера и наш сегодняшний гость, сам расскажет, что ему удалось, а что, увы, нет. - Для начала вопрос чисто житейский: какими судьбами в Северодвинске?- С вашим городом я породнился. Здесь родина не только Российского атомного подводного флота, но и моей супруги, и сына моего, которому уже один месяц. Чему я несказанно рад.- Поздравляем! Но вернемся, так сказать, к теме. Сергей, известно, что перед съемками фильма киногруппа из США встречалась с оставшимися в живых моряками трагической АПЛ. Американцы обещали учесть замечания ветеранов, высказанные ими после ознакомления со сценарием. Как это вышло на самом деле?- Лишний раз пришлось убедиться, что декларации, брошенные на встречах с экипажем К-19 в Москве и Петербурге, всего лишь слова. Ни от каких канонов времен противостояния сверхдержав никто и не собирался отходить. Экранный «русский», особенно эксплуатирующий смертельное оружие, должен выглядеть недалеким, если не сказать туповатым, и агрессивным, а значит - по-прежнему опасным. В голове американского обывателя ничего не должно меняться. И с какой это стати нужно воспевать русский героизм! Истинным героем может быть только американец типа Харрисона Форда, сокрушающий агентов российских спецслужб в боевике «Самолет президента» и прочих образчиках голливудской продукции, охотно демонстрируемых нашим телевидением. Порой возникает вопрос: а стали бы американцы безропотно «глотать» фильмы, где их соотечественник стал синонимом агрессивного недоумка, которого постоянно кто-то побеждает? Думаю, что нет. В отличие от современной России слово «патриот» не носит там иронического подтекста. - А актеры? Сами актеры как расценивали картину и все происходящее на съемочной площадке?- Все участники кинопроекта - профессионалы высокого полета и, возможно, даже прекрасные люди, но фильм, торжественно провозглашенный прорывом в закостенелом изображении русских периода «холодной войны», остается набором клише, составленных Голливудом именно в этот период. Здесь и конфликт командира со старпомом, обязательный для всех американских картин этого жанра. И, конечно же, нарочитая «роль партии» в лице замполита, заявляющего, что уполномочен снимать или оставлять командира на его посту. Поэтому замполит с пистолетом у носа командира и полицейские наручники превращают драму в настоящий фарс, который до этого лишь угадывается. Вообще, насколько я могу судить, в голове у режиссера Кэтрин Бигелоу, слывущей специалистом по фильмам активного действия, был изрядный сумбур от стремления привнести в свое детище все лучшее из киномаринистики всех времен и народов.Наши подводники исполнили свой долг до конца и без малейшего принуждения. Слова из интервью Харрисона Форда, сыгравшего роль главного героя - командира лодки Алексея Вострикова, мол, «все равно никто не знает, как протекали события», оспариваются реальными участниками событий, большинство которых, слава богу, находится в добром здравии и трезвом рассудке.- Сергей, Форд - мегазвезда Голливуда, насколько интересно было общение с ним?- Вот сижу с ним как-то в его люкс-вагончике. Обсуждаем предстоящую работу. Невдалеке откупоренная бутылка водки. Харрисон: «Думаю, что перевоплотиться будет нетрудно, у меня ведь бабка - русская». - «Как? Откуда?» - «Еврейка из Тбилиси». - «Тогда конечно!..» - Похоже, взаимоотношения с режиссером фильма складывались не менее удачно?- Расхождение взглядов на съемочной площадке со временем стало привычным делом. Как-то понадобилось изобразить учение по борьбе с пожаром в ракетном отсеке. Распределив обязанности, буквально через час тренировок добиваюсь вполне сносных результатов. Просмотрев готовый «продукт», режиссер неожиданно пришла в ярость: «Мне не нужны слаженность и организованность. Мне нужны неуверенные действия и путаница. Переделать!»- Помилуйте, - пытаюсь воззвать к рассудку. - Уж если далеких от флота людей за час натренировали до такой степени, вы что же, считаете, что настоящие русские матросы этого сделать не в состоянии? - Мне нужен беспорядок, ясно? Чтобы люди мешали друг другу, путались в шлангах, сталкивались лбами. Ваше командование спешило. Доклады Хрущеву, показуха и вообще... вы ничего не понимаете в драматическом искусстве. Что-то мы, конечно, утрируем.- Но не до абсурда же?!И вообще, после просмотра «русской» версии картины, сгладившей ряд шероховатостей, тем не менее у меня закрепилось мнение, что ее создатели воспели не столько героизм и готовность к самопожертвованию советских моряков, сколько их тотальную некомпетентность и интеллектуальную несостоятельность.- Сергей, нелепостей в фильме много, даже на мой далеко не профессиональный взгляд, но смерть врача в самом начале картины - это даже не нелепость, а гимн несуразности и бестолковщине.- Расскажу, как происходили съемки этого эпизода, и что еще могло бы быть. Пирс в воображаемом Полярном. Поток грузовиков доставляет припасы на борт К-19. Доктор сбегает по трапу с лодки и гибнет под колесами, успев прокричать: «Вы завезли медикаменты для тропиков, а мы идем на Север!»Вопрос режиссера: «А с трупа могут снять ботинки?»Слегка опешив, с максимально серьезной миной предлагаю Бигелоу следующее развитие событий: «На шум подходит командир. Вокруг трупа, лежащего в соляной луже (за неимением снега высыпали шесть машин соли), толпится личный состав, побросавший все ради диковинного зрелища. И торпеду, одиноко болтающуюся на ветру, и морковку, которую грузят одновременно с боезапасом. Харрисон задумчиво оглядывает экипаж, ведь он командир заботливый, и говорит: «Петров, забери ботинки, доктору они уже не понадобятся...»- Шутите? - недоумевает Кэтрин.- Ничуть.- А бумажник могут забрать?- Ну, Сергей, и без такого поворота событий в картине масса иных «диковин».- Да, диковато, например, воспринимается сцена с демонстрацией задниц. Каково? Сорок продрогших и облученных матросов жмутся друг к другу на верхней палубе. Внезапно раздается гул вертолетного мотора. В рядах воодушевление. Наверное, наши! Это в центре Атлантики, когда в СССР не было ни авианосцев, ни даже бортовых вертолетов. Допустим, что они темны, как и подобает русскому матросу в понимании американцев. Но когда, вдруг распознав знаки вероятного противника, все, как по команде, начинают демонстрировать голые зады, это говорит лишь об окончательной утрате создателями фильма чувства меры, без которого в искусстве, как известно, рассчитывать не на что.- Сергей, по части искусства хотелось бы отделить все же великолепную работу актеров как таковых от общего замысла продюсеров и режиссера фильма. Форд, например, все равно нашел сердечный отклик ну если не у всех российских зрителей «К-19», то у женской ее половины уж точно.- Да, вероятно. Вспоминается сцена - мы прощались с Харрисоном. Из сердечных объятий следовало понимать, что зла за мои придирки он не держит. А ведь совсем недавно в центральном посту он по-русски в сердцах треснул своей мохнатой шапкой о палубу и произнес в ответ на очередное замечание: «Да я что с тобой... мать-перемать, десять лет на одной лодке служил?» - после чего раздался взрыв хохота и обстановка враз разрядилась.
- Бог даст, разрядка когда-нибудь действительно наступит... Миру мир, господа!
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!