Корабельная сторона
Номер от 13 января 2003 г.

Парящие над водой
Лимендские корабелы намерены строить экранопланы

Лет пять лет назад директор Лимендского ССРЗ Борис Вьюхин, будучи депутатом областного Собрания, приехав в Архангельск на сессию, сообщил мне сногсшибательную новость - руководимый им завод собирается строить экранопланы.

тех пор о смелой идее ни слуху ни духу. Побывав недавно на предприятии, поинтересовался, какова же ее участь? Борис Владимирович, оживившись, показал письмо, кратко прокомментировав: «Жду приезда из Нижнего Новгорода главного конструктора Виталия Алексеевича Дементьева, пишет, что заканчивает работу над бизнес-планом по строительству и реализации экранопланов на нашем заводе. Хочешь-почитай».

В письме излагалась история создания первого катера-экраноплана «Волга-2», перспективы его модернизации и экономические выкладки по эксплуатации.

- Еще в 1992 году, - пишет Дементьев, - он был показан иностранным специалистам «в ходу». Немцы готовы были приобрести за 400 тысяч долларов, американцы за 500 тысяч, швейцарцы и французы не пожалели бы и миллиона. В России достаточно определенно высказалось одно ведомство - МЧС назвало сумму в 300 тысяч долларов.

Построил экраноплан «Волга-2» нижегородский авиастроительный завод «Сокол». Получился очень перспективный летательный аппарат, способный развивать скорость 120 километров в час. Как подметил Борис Вьюхин: «От Котласа до Архангельска он может добраться за 5-6 часов, мог бы стать достойным конкурентом поезду и автобусу, обслуживающим сейчас этот маршрут».

Завод «Сокол» выпустил десять экранопланов, все они приобретены иностранными фирмами. Но потом руководство завода охладело к своему «дитяти», увлеклось перспективой сотрудничества с французскими фирмами по совместному производству аэробусов. Экранопланы оказались пасынками. И тогда энтузиаст и последовательный сторонник развития этого вида транспорта Виталий Дементьев создал акционерное общество «Крыло», подобрал творческий коллектив, сориентированный на экранопланстроение. В качестве производственной базы выбрано несколько промышленных объектов, в том числе и Лимендский завод. Виталий Алексеевич уже побывал на нем, осмотрел территорию, цеха.

- Конечно, придется многое построить и усовершенствовать, - говорит Борис Вьюхин. - Но это решаемо, компьютеры тоже, говорят, начинали собирать в сарае. Сейчас главное - найти солидного инвестора. Переговоры идут на разных уровнях со многими фирмами. В частности, проектом заинтересовались израильтяне.

...Отсчет истории экранопланостроения начался еще в прошлом веке. Эффект возрастания силы крыла вблизи экрана (ровной поверхности - земли, воды) был открыт в авиации и долгое время рассматривался как чисто физический феномен, который нужно учитывать для сокращения длины пробега самолета при взлете и посадке. В 30-е годы в СССР стали изучать и строить экспериментальные модели аппаратов, постоянно движущихся вблизи экрана. Но развить это направление помешала Вторая Мировая война.

В послевоенные годы поиск скоростных средств передвижения по водной среде был продолжен. Принципиально новый подход нашел талантливый судостроитель Ростислав Евгеньевич Алексеев, сконструировавший в 60-е годы суда на подводных крыльях типа «Ракета», «Комета» и «Метеор», увеличение скорости которых было достигнуто за счет «вытаскивания» корпуса из воды при помощи обтекаемых крыльев. Однако скорость 90-100 км была предельной, большей в водной среде достигнуть невозможно. Тогда и началась разработка транспортов полностью исключающих контакты с поверхностью воды. На полученные многообещающие предварительные результаты обратили внимание военные. Так как это был период «холодной войны», то последующие работы проводились в режиме строгой секретности, при приоритетном госбюджетном финансировании и жесткой плановой дисциплине. В итоге к концу 60-х годов были разработаны сотни трековых, десятки буксируемых и радиоуправляемых моделей экранопланов. А в начале 70-х на был построен натурный образец весом 500 тонн и скоростью 500 км/час, который успешно прошел испытания на Каспийском море. Были построены еще несколько экранопланов специального назначения, разработан ряд перспективных проектов, но с 1991 года государственное финансирование почти прекратилось, и строительство таких транспортов начало быстро сворачиваться. Тем не менее, по оценкам экспертов, зарубежная техника в этой области отстает на 15-20 лет. Потому нарастает интерес к российским разработкам и технологиям.

- К сожалению, - пишет Виталий Дементьев, - с ослаблением режима секретности, некоторые наши организации передают на коммерческой основе перспективные разработки иностранным компаниям.

Виталию Алексеевичу самому не раз предлагали перебраться за рубеж и там продолжить работу над экранопланами. Но он не собирается никуда уезжать, намерен создать такое производство в России.

Алексей ГУНДОРОВ