Лимендские корабелы намерены строить экранопланы
Лет пять лет назад директор Лимендского ССРЗ Борис Вьюхин, будучи депутатом областного Собрания, приехав в Архангельск на сессию, сообщил мне сногсшибательную новость - руководимый им завод собирается строить экранопланы.тех пор о смелой идее ни слуху ни духу. Побывав недавно на предприятии, поинтересовался, какова же ее участь? Борис Владимирович, оживившись, показал письмо, кратко прокомментировав: «Жду приезда из Нижнего Новгорода главного конструктора Виталия Алексеевича Дементьева, пишет, что заканчивает работу над бизнес-планом по строительству и реализации экранопланов на нашем заводе. Хочешь-почитай».В письме излагалась история создания первого катера-экраноплана «Волга-2», перспективы его модернизации и экономические выкладки по эксплуатации. - Еще в 1992 году, - пишет Дементьев, - он был показан иностранным специалистам «в ходу». Немцы готовы были приобрести за 400 тысяч долларов, американцы за 500 тысяч, швейцарцы и французы не пожалели бы и миллиона. В России достаточно определенно высказалось одно ведомство - МЧС назвало сумму в 300 тысяч долларов. Построил экраноплан «Волга-2» нижегородский авиастроительный завод «Сокол». Получился очень перспективный летательный аппарат, способный развивать скорость 120 километров в час. Как подметил Борис Вьюхин: «От Котласа до Архангельска он может добраться за 5-6 часов, мог бы стать достойным конкурентом поезду и автобусу, обслуживающим сейчас этот маршрут». Завод «Сокол» выпустил десять экранопланов, все они приобретены иностранными фирмами. Но потом руководство завода охладело к своему «дитяти», увлеклось перспективой сотрудничества с французскими фирмами по совместному производству аэробусов. Экранопланы оказались пасынками. И тогда энтузиаст и последовательный сторонник развития этого вида транспорта Виталий Дементьев создал акционерное общество «Крыло», подобрал творческий коллектив, сориентированный на экранопланстроение. В качестве производственной базы выбрано несколько промышленных объектов, в том числе и Лимендский завод. Виталий Алексеевич уже побывал на нем, осмотрел территорию, цеха.- Конечно, придется многое построить и усовершенствовать, - говорит Борис Вьюхин. - Но это решаемо, компьютеры тоже, говорят, начинали собирать в сарае. Сейчас главное - найти солидного инвестора. Переговоры идут на разных уровнях со многими фирмами. В частности, проектом заинтересовались израильтяне. ...Отсчет истории экранопланостроения начался еще в прошлом веке. Эффект возрастания силы крыла вблизи экрана (ровной поверхности - земли, воды) был открыт в авиации и долгое время рассматривался как чисто физический феномен, который нужно учитывать для сокращения длины пробега самолета при взлете и посадке. В 30-е годы в СССР стали изучать и строить экспериментальные модели аппаратов, постоянно движущихся вблизи экрана. Но развить это направление помешала Вторая Мировая война.В послевоенные годы поиск скоростных средств передвижения по водной среде был продолжен. Принципиально новый подход нашел талантливый судостроитель Ростислав Евгеньевич Алексеев, сконструировавший в 60-е годы суда на подводных крыльях типа «Ракета», «Комета» и «Метеор», увеличение скорости которых было достигнуто за счет «вытаскивания» корпуса из воды при помощи обтекаемых крыльев. Однако скорость 90-100 км была предельной, большей в водной среде достигнуть невозможно. Тогда и началась разработка транспортов полностью исключающих контакты с поверхностью воды. На полученные многообещающие предварительные результаты обратили внимание военные. Так как это был период «холодной войны», то последующие работы проводились в режиме строгой секретности, при приоритетном госбюджетном финансировании и жесткой плановой дисциплине. В итоге к концу 60-х годов были разработаны сотни трековых, десятки буксируемых и радиоуправляемых моделей экранопланов. А в начале 70-х на был построен натурный образец весом 500 тонн и скоростью 500 км/час, который успешно прошел испытания на Каспийском море. Были построены еще несколько экранопланов специального назначения, разработан ряд перспективных проектов, но с 1991 года государственное финансирование почти прекратилось, и строительство таких транспортов начало быстро сворачиваться. Тем не менее, по оценкам экспертов, зарубежная техника в этой области отстает на 15-20 лет. Потому нарастает интерес к российским разработкам и технологиям.- К сожалению, - пишет Виталий Дементьев, - с ослаблением режима секретности, некоторые наши организации передают на коммерческой основе перспективные разработки иностранным компаниям. Виталию Алексеевичу самому не раз предлагали перебраться за рубеж и там продолжить работу над экранопланами. Но он не собирается никуда уезжать, намерен создать такое производство в России.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!