Корабельная сторона
Номер от 23 декабря 2002 г.

Cани «ворошиловского стрелка»
Во время войны соломбальцы выпускали уникальную продукцию для бойцов Карельского фронта

Уже в первые месяцы войны на «Красную кузницу» пришел необычный для судостроителей заказ - предстояло изготовлять боевые аэросани для Карельского фронта.

Сама конструкция аэросаней весила немного, что вкупе с широкими лыжами позволяло этой боевой машине развивать скорость до 60 километров в час. Из кабины водителя аэросани управлялись штурвалом автомобильного типа, действуя на передние лыжи, задние лыжи были снабжены... тормозами. Машина уверенно двигалась по заснеженной равнине, могла преодолевать замерзшие реки и озера по тонкому льду.

В Карелии, где не было хороших автомобильных дорог, а зимой из-за обилия снега добраться из одного пункта в другой становилось проблемой, действовали лыжные подразделения, а в иных случаях офицеры связи вынуждены были седлать... оленей. Поэтому аэросани «Красной кузницы» на то время являлись удобной и быстроходной машиной.

Одним из участников их строительства был Владимир Андреевич Воронов. Окончив в 1941 году соломбальское ремесленное училище, он прибыл на соломбальский судоремонтный завод. Здесь, на плазе корпусного цеха и в помещениях специального склада, уже развернули сборочные мастерские, а еще и соорудили на скорую руку пристройку к котельному цеху. Именно здесь молодого слесаря-судосборщика Володю Воронова и его напарника Василия Колпакова поставили на сборку лыж для аэросаней.

В первые месяцы войны многие квалифицированные рабочие завода ушли на фронт, и на предприятии создалась острая нехватка кадров. Пришлось воспользоваться услугами вербовщиков. Тех специалистов, кто работал на сборке аэросаней, к слову, в армию не брали - их «ставили на бронь». Основная тяжесть производства боевых машин выпала на молодых рабочих 15-17 лет, и среди них Володя Воронов отличался особым прилежанием. За ударный труд его имя не раз заносилось на Доску почета, а сам он получал «премию» - дополнительную порцию мучной баланды-болтушки без хлеба.

Несмотря на все трудности, первые образцы боевых аэросаней были готовы уже в ноябре. Это были необычные машины. Для их движения использовались двигатели от широко известных легких самолетов У-2. Они-то и придавали аэросаням высокую скорость. Всего с ноября 1941-го по май 1942 года соломбальцы выпустили 215 единиц.

На фронте эти машины использовались не только для налаживания связи. Известно об использовании аэросаней для патрулирования отдельных участков фронта, на них подвозили боеприпасы и продовольствие, вывозили в тыл раненых бойцов, а в некоторых случаях они непосредственно даже участвовали в атаках и рейдах при боевых столкновениях с противником.

Как только заказ на аэросани был выполнен, все участники их производства, способные держать оружие, были призваны в армию. Так, Володя Воронов оказался на сборном пункте, где формировались части Северного флота. Здесь капитан, который вел отбор, обратил внимание на значок «Ворошиловского стрелка» на груди у бывшего соломбальского корабела и направил его в снайперы. Впрочем, в дальнейшем главным его оружием стал пулемет.

Бригада морской пехоты, в которой воевал Володя Воронов, сражалась на полуостровах Средний и Рыбачий, и однажды ему довелось увидеть одну из машин, которые он собирал на «Красной кузнице» - боевые аэросани. Тогда он не удержался, подошел и бережно потрогал их «фирменную табличку» на корпусе...

Морской пехотинец Воронов служил в армии всю войну, был ранен при штурме вражеских укреплений на хребте Муста-Тунтури, лечился, снова воевал, демобилизовался в 1947 году.

Александр РЫБНИКОВ