Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Четверг, 2 мая 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 23 декабря 2002 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 23 декабря 2002 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

«Белые пятна» воздушной войны

Версия для печатиОтправить статью другу
Как выясняется, их немало хранит небо над Карелией

Несомненно, победу в воздухе советские ВВС добывали главным образом в небе Москвы и Сталинграда, Кубани и Курской дуги. Истории же воздушной войны на Карельском фронте в известном смысле не повезло: круг мемуарной и военно-исторической литературы относительно невелик, отсутствует и обобщающий труд на эту тему.

НО ИССЛЕДОВАТЕЛИ есть. Один из них - Алексей ДМИТРЕНОК, известный в Карелии поисковик, который отдал истории авиации долгие годы. Без претензии на академичность он согласился рассказать о некоторых «белых пятнах» той воздушной войны.

- Уместен первый вопрос: если воздушные силы Ленинградского военного округа, Балтийского и Северного флотов были так значительны, в целом здесь насчитывалось до 2 тысяч машин, почему же в воздухе летом-осенью 1941 года наша авиация уступала финнам?

- Начнем с того, что войну с Финляндией начала именно наша авиация. С 25 по 30 июня более 500 советских самолетов нанесли упреждающие удары по финским аэродромам и военным объектам. Однако, понеся значительные потери, существенных результатов не добились. Финляндия же получила формальный повод для вступления в войну, объявив себя жертвой агрессии.

Почти сразу же в действиях советской авиации вскрылись те же недостатки, что и в западных округах: слабые управление и связь, плохое аэродромное обеспечение, ремонт и эвакуация техники, слабая подготовка пилотов и штурманов. Шестьдесят процентов летчиков были осенними выпускниками авиашкол. Бомбардировщики летали на задание, как говорится, «во что бы то ни стало», даже если не было прикрытия, и это зачастую приводило к напрасным потерям. Случалось, наша авиация работала по разведанным ранее целям, которых на месте уже не оказывалось.

Немногочисленная же финская бомбардировочная авиация была обучена вести свободную охоту, рассыпаться и уходить от истребителей на бреющем полете. Работала она по заявкам командиров дивизий, эффективно взаимодействуя с пехотой, имела хорошее наведение и систему ВНОС. А наша авиация работала порой как бы «по своему плану», и заявки сухопутных войск часто опаздывали.

Финские истребители действовали умело и агрессивно, но вместе с тем и осторожно. «Ужалить и уйти» - вот их тактика, вообще, им запрещался длительный воздушный бой. Хорошо был отработан финнами выход из боя с переворотом в пикирование, что, к слову, часто нашими летчиками ошибочно принималось за свои воздушные победы. А финны ошибок не прощали. Так, знаменитый финский ас Эйно Юутилайнен (94 победы) часто пристраивался к возвращавшимся на аэродром советским истребителям, его принимали за своего, а он бил наши самолеты при посадке и стремительно уходил. Опыт войны нашим летчикам стоил больших потерь, и завоевание превосходства в воздухе далось нелегко.

- А если говорить о количественном соотношении сил?

- Что касается количественного превосходства в 1941 году, то оно здесь оказалось у финнов - до 300 боевых самолетов. У нас же к началу финского наступления 7-ю армию поддерживал сначала всего один 72-й бомбардировочный полк 55-й смешанной авиадивизии, потерявший только 25 июня при налете на Финляндию восемь самолетов и один сбитый своими. Объясняется это тем, что силы советских ВВС тогда были брошены на защиту Ленинграда и Мурманска.

- Но победа в воздухе достигается не только за счет численного превосходства?

- В целом это выглядит так: истребители, расчистив небо, надежно прикрывают свои бомбардировщики и рассеивают чужие, обеспечивают баланс потерь в свою пользу - больше сбивая, больше летая, меньше теряя. Для этого порой важнее именно качественные, а не количественные показатели. Залог победы - лучшие самолеты и лучшие воздушные бойцы.

Финны, к слову, имели очень неплохой костяк летчиков-ветеранов Зимней войны. Их самолеты к началу финского наступления в общем-то были посредственными и очень «разномастными»: бомбардировщики «Бристоль-Бленхейм», истребители «Моран-Солнье-406», «Фиат Г-50 бис», «Брюстер В-239», «Буффало», «Фоккер Д-21», «Гладиатор», «Кертис Хаук-75», «Кодрон-714», «Харрикейн», разведчики «Фоккер» СV и СХ были, в общем-то, сопоставимы с советскими СБ, И-15-бис, И-16, И-153, Р-5 и Р-зет, которые традиционно считались в нашей литературе «безнадежно устаревшими». А у финнов, между прочим, эти поставки Зимней войны летали до конца войны. При этом финские старенькие машины, дотягивая до 1944 года, порой сбивали наши более новые самолеты. Дело здесь в грамотном использовании имеющейся техники. К самолету нужен пилот...

В ходе борьбы за оперативное превосходство в воздухе наши части в Карелии усиливались новыми полками, на вооружение от союзников поступали сначала «Харрикейны» и «Киттихауки», затем, в 1943-1944 г.г., - новейшие «Яки», «Лавочкины», «Аэрокобры». Финны в 1942-1944 годах закупали у немцев как трофейную французскую технику, так и нашу - И-153, СБ, Пе-2. Известно, что в 1943 году немцы даже загрузили пароход в порту Штеттин 30-ю перехватчиками Миг-3 для Финляндии, но этот транспорт потопила английская авиация. Закупались и хорошие немецкие бомбардировщики Ю-88, и устаревшие До-17, а в 1943-1944 годах финны получили 162 новых «мессеров» серий Г2, Г6 и Г8. Экономные финны даже использовали трофейные советские машины.

Любопытный факт: летом 1942 года под Олонцом сел на брюхо наш Ил-2 с командиром и инженером полка. Финны этот штурмовик присвоили, а пленных советских офицеров стали возить по своим авиачастям, устраивая в их честь банкеты с целью «обмена опытом». К летчикам у финнов было отношение как к элите, при жестоком в целом обращении с военнопленными. Правда, в 1943 году немцы вытребовали пленных летчиков себе, и финны с большим сожалением вынуждены были подчиниться.

- Можем ли мы обратиться к боевой статистике воздушной войны в Карелии?

- Что касается статистики потерь, изучая архивные документы, я пришел к выводу: относиться к этим цифрам нужно с очень большой осторожностью. И дело здесь не в недобросовестности летчиков. Самолет, который они посчитали сбитым, мог просто выйти из боя, с повреждениями дотянуть до своих, сесть на вынужденную посадку и быть эвакуированным. Несмотря на жесткие требования к подтверждению побед зачастую они не отражены в документах противной стороны. Кстати, отсутствие многих документов воевавших в Карелии, при этом часто менявшихся авиаполков, чрезвычайно затрудняет подсчет наших потерь.

Другой момент. При изучении журналов боевых действий я приходил к выводу: на одну боевую потерю у нас приходилось две, а то и три не боевых. В чем тут дело? Надо сказать, Карелия для авиации район сложный: магнитные аномалии сбивают навигацию, под крылом - тайга, легко потерять ориентировку и выработать топливо. Многие аварии происходили из-за неопытности пилотов. Иногда наши самолеты сбивались своими же, а еще машины списывались по износу или же из трех собирали один... Статистику установить здесь крайне трудно, но из 106 тысяч потерянных в войну (на всех фронтах) советских самолетов только 46 тысяч - потери боевые, а у финнов треть были боевыми.

И там, и тут львиная доля побед за асами. По явно завышенным финским данным, 1.567 советских самолетов, якобы сбили их 155 летчиков. Из них 87 наших машин финны отнесли на счет своих асов. Были асы и у нас, и какие! Например, будущий главком ВВС Кутахов воевал над Карелией.

Наши потери. ВВС Карельского фронта летом-осенью 1941 года составили всего 64 самолета. По данным ЦАМО, в 1942-1943 гг. потери авиации Карельского фронта составили 352 самолета, а потери противника-1.100, в том числе 748 немецких. Еще 311 самолетов мы потеряли в Выборгско-Петрозаводской операции, которая проводилась в июне-августе 1944 года.

В целом наша авиация в ходе войны сумела дать успешный отпор воздушным атакам противника на такие стратегические объекты, как Мурманск, Архангельск, Кировская магистраль, морские конвои. А советская система ПВО вообще наводила на противника ужас. Здесь стреляли все и вся. «Русские разве что не бросаются в нас лошадиными подковами!» - так отзывался о ней один немецкий летчик. «Я бомбил три «Л» - Лондон, Ленинград и... Лоухи», - заявлял другой... Однако нельзя не признать, что попытки советских дальних бомбардировщиков, как и авиации Балтийского флота нанести в феврале 1944 года удар по Хельсинки потерпели неудачу, причем при больших потерях. К тому же финны пустили вслед советским самолетам свои бомбардировщики - трофейные ДБ-3 и Ил-4, которые нанесли удар по нашим аэродромам.

Еще скажу, что финны не имели ничего похожего на нашу штурмовую авиацию. Советские штурмовики вынесли на своих крыльях основную ношу войны. В частности, во многом благодаря легендарным Ил-2 были взломаны мощные оборонительные линии врага на Карельском фронте.

В победном для нас 1944 году финской истребительной авиации, по воспоминаниям ее ветеранов, вступать в открытый бой с русскими было уже крайне рискованно: живым не уйдешь!

- А есть ли оценки, которых удостаивали финны нашу авиацию?

- Если действия советских ВВС в 1941 году финны оценивали как довольно бестолковые, то в 1944 году, по их мнению, это уже была грозная, умелая, превосходящая сила. Кстати, мне приходилось встречаться и беседовать с бывшими противниками, советскими и финскими асами Карельского фронта. Друг о друге они говорили с большим уважением.

В заключение соглашусь с мнением, которое неоднократно уже звучало: очень необходима книга о воздушной войне на Карельском фронте. Как и дальнейший поиск самолетов и останков пилотов. Образно говоря, здесь, в карельских лесах, лежит история мировой авиации.

Сергей ЛАПШОВ

Наш собкор по Карелии



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта


  




Комментарии:


Содержание номера

Экономика   Добудем ненокскую соль?  |
Политика   Не дуй против ветра. Себе дороже  |
Мир   На морских широтах  |  Информация с верфей  |
Северодвинск   Именинник – Беломорский  |  Начало Северного флота  |  Здесь куют океанский щит России  |  Путин отметил «Борисоглебск»  |  Надежная поддержка Севмаша  |
Россия   Советы постороннего  |  Отплытие в Москву откладывается  |  Темпы утилизации субмарин нарастают  |
Общество   Cани «ворошиловского стрелка»  |  «Белые пятна» воздушной войны  |  А Дед Мороз-то – настоящий!  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Декабрь 2002
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com