Корабельная сторона
Номер от 2 декабря 2002 г.

Большая проблема «Лепсе»
Россия предлагает уникальные технологии, Европа - хорошие деньги

НОВЫЕ варианты решения проблемы утилизации плавучей технической базы «Лепсе» Мурманского морского пароходства, на борту которой хранится дефектное отработанное ядерное топливо (ОЯТ), наметились во время заседания международной консультативно-экспертной группы стран МАГАТЭ в Брюсселе. Как сообщили агентству «Росбалт» в пресс-службе пароходства, проблема «Лепсе» включена в число приоритетных для сообщества стран, стремящихся найти эффективные способы улучшения ядерной и радиационной ситуации на Севере Европы.

В 1998 году, по инициативе специалистов Мурманского морского пароходства, проект утилизации «Лепсе» был включен в соглашение между правительствами Норвегии и России о сотрудничестве в области охраны окружающей среды. В этом проекте также приняли участие Франция, Нидерланды и НЕФКО («Северная экологическая финансовая корпорация»). В сентябре 2002 года состоялось подписание Протокола о финансировании международной программы по утилизации плавтехбазы «Лепсе». В присутствии министра охраны окружающей среды Королевства Норвегия г-на Берге Бренде свою подпись под протоколом поставили менеджер по инвестициям НЕФКО Магнус Рюстедт и генеральный директор ОАО «Мурманское морское пароходство» Александр Медведев. Сумма, выделяемая европейскими странами на данный проект, весьма значительна. НЕФКО направит на эти цели 1 млн 300 тыс. евро, Нидерланды - 222 тыс. евро, Норвегия - 23 млн 500 тыс. норвежских крон. Специалисты пароходства уже провели доковый ремонт и освидетельствование корпуса «Лепсе», залили спецраствором цистерны из-под жидких радиоактивных отходов и межбаковые пространства, выполнили плёночную дезактивацию. Поэтому судно сможет еще не один год выполнять возложенную на него функцию по хранению сборок ОЯТ. Теперь многое будет зависеть от того, насколько рационально удастся распорядиться финансовой помощью зарубежных участников проекта.

Представитель Мурманского пароходства Станислав Головинский и другие российские участники встречи в Брюсселе для решения главной на сегодня задачи - извлечения дефектного ОЯТ из хранилищ «Лепсе» - предложили взять за основу российские технологии. До этого упор делался на иностранные разработки. Новый подход продиктован тем обстоятельством, что на Тихоокеанском флоте в нынешнем году сумели извлечь и отправить для переработки на производственное объединение «Маяк» дефектное ОЯТ из двух плавмастерских. Этот опыт может пригодиться и в решении проблемы «Лепсе», ведь ничего подобного в других странах мира еще не предпринималось. Участники Брюссельской встречи пришли к выводу, что необходимо провести тендер на выбор оптимальной технологии извлечения и утилизации дефектного ОЯТ, в ходе которого сравнить разработки и уже созданные технологии российских и иностранных участников проекта. А что касается отечественных предложений, то с целью оценки их соответствия мировым стандартам решено передать их на экспертизу французской компании CGN, активно участвующей в реализации проекта «Лепсе» на протяжении нескольких лет.

Применение российских технологий на борту плавбазы Мурманского пароходства позволит не только ускорить процесс безопасного извлечения дефектного ядерного топлива из ее хранилищ, но существенно повлияет и на снижение финансовых затрат в данном проекте. В этом случае не потребуется поставлять в Мурманск иностранное оборудование, за которое необходимо платить таможенные пошлины, заметно снизятся и налоговые отчисления.

По общему признанию участников брюссельского заседания, обмен мнениями был плодотворным и он будет продолжен. Следующая встреча, в Амстердаме, намечена на апрель 2003 года, а в октябре или ноябре следующего года российские и зарубежные партнеры из 16-ти стран Европы, США и Канады, соберутся в Мурманске. Еще одним свидетельством доверия к российским партнерам стало только что поступившее из Европейской комиссии сообщение о том, что она подтверждает свои финансовые обязательства по проекту «Лепсе» и в 2004 году выделит на эти цели около 6 миллионов евро.

Екатерина ИВАНОВА, «Росбалт»