Корабельная сторона
Номер от 2 декабря 2002 г.

«Море вечной тревогой пульсирует в нас...»
Десять лет нет с нами Михаила Волкова - настоящего моряка, офицера и поэта

«С детских лет мы бредили морями,

Снились нам линкоры и фрегаты,

Бескозырки, ленты с якорями,

Форменки, тельняшки и бушлаты...»

МОРСКУЮ судьбу Михаила Дмитриевича Волкова можно проследить по его небольшой книге «Морской узел», вышедшей в Верхне-Волжском книжном издательстве в 1983 году. Эта книга коротких рассказов и стихов бывшего военного моряка получилась автобиографичной. В предисловии сказано, что адресована она ребятам среднего школьного возраста, «тем, кто мечтает о море, о суровой, но полной романтики службе моряка». Именно такая мечта в свое время владела подростком Мишей Волковым, который еще в предвоенном детстве твердо сказал себе: я буду моряком, и он стал им.

Михаил Волков успел до войны поступить в морскую спецшколу в Баку, числился юнгой, а уже в Великую Отечественную с группой таких же, как он, «салажат» был направлен для продолжения учебы в высшее военно-морское училище имени Фрунзе. Переживший блокаду Ленинград оставил глубокий след в его памяти, можно сказать, на всю жизнь. В уже мирном море курсанта Волкова ждала настоящая военная работа: вместе со своими товарищами по училищу он участвовал в боевом тралении, расчищая балтийские фарватеры от мин. Но вот училище позади, в 1948-м его направили служить на Тихоокеанский флот. Здесь после двух-трех выходов в море под опекой опытного офицера ему доверили быть главным на корабельном мостике торпедного катера.

В дальнейшем Михаил Волков совершенствует свою военную специальность, учится на высших офицерских классах, добивается больших успехов, и его оставляют на преподавательской работе. Однако море непреодолимо зовет...

«Мы высот не берем,

Мы штурмуем глубины.

Мировой океан

Навалился на спины...»

Он вернулся на корабли, когда флот входил в новую свою эру - атомную. Первое назначение помполита Волкова было в экипаж атомной торпедной подлодки К-21, к слову, построенной у нас, в Северодвинске. Своим боевым друзьям, командиру корабля капитану 1 ранга Владимиру Алексеевичу Каширскому Михаил Дмитриевич посвятил свою повесть «На румбе - Полярная звезда». Но офицера, автора книги, оказывается, помнят не только по этой повести, а еще и по его замечательному отношению к людям атомохода.

Северодвинец капитан 1 ранга запаса Валерий Владимирович Кисеев, а тогда, на лодке К-21, - курсант Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища, вспоминает: «Волков хорошо знал своих людей в экипаже, часто беседовал и с каждым из нас, курсантов. Его интересовали и сами моряки, и то, откуда они и как попали на флот, он даже знал по имени- отчеству их родителей. Будучи профессиональным моряком, он старался определить психологическое состояние каждого из тех, кто в будущем намеревался стать офицером, помогал и даже защищал, когда это требовалось. При этом не был надоедлив, не суетился. К слову, он был очень неравнодушен к спорту и к занятиям своих подопечных относился очень строго. Помню, как в Западной Лице он сам водил моряков в бассейн - некоторые из них до этого не умели плавать. Вообще, в нем я видел и настоящего комиссара, и настоящего человека».

Сам Михаил Волков о своем месте службы и назначении пишет так: «Если торпедный катер - это огромная скорость, ветер, бьющий в лицо и перехватывающий дыханье, а вокруг безбрежная широта морского простора, то на подлодке покоряет совсем другое. Люди. Золотые люди в прочном корпусе подлодки, соединенные друг с другом верностью долгу, чувством дружбы и общей ответственности. Я знал матросов и молодых офицеров, которые, попав на подводную лодку, поначалу тяготились своей службой. Но не припомню тех, кто, уходя в запас, не гордился бы тем, что он подводник. Подплав облагораживает людей».

Северодвинец капитан 1 ранга Владислав Николаевич Когут, также служивший на АПЛ К-21, о Волкове тоже вспоминает с благодарностью и не без гордости говорит о нем: «Это наш помполит». А еще он вспоминает «знаменитый чемодан» помполита, всегда полный книг. Читал Михаил Волков много, причем интересы его не замыкались на одной лишь морской тематике, тут была и русская, и зарубежная классика, исторические романы, современная поэзия, четверостишия Омара Хайяма... И сам он, к слову, писал стихи.

«Возможно, те меня и вспомнят,

Кого я от тоски спасал.

О ком я не в уюте комнат,

А под водой стихи писал.

И, радуясь любой находке,

Хотел я верить в свой черед,

Что и стихи нужны на лодке,

Как хлеб, вода и кислород».

Особый интерес испытывал Михаил Дмитриевич Волков к поэзии балтийского поэта, тоже подводника, Алексея Лебедева, который за свой короткий миг жизни и творчества (он погиб на подлодке Л-3 в сорок первом году) успел стать классиком нашей маринистики. Волков считается одним из исследователей его жизни и творчества, участвовал в составлении одного из сборников балтийского моряка-поэта «Морская купель». Он будто считал себя обязанным памяти этого человека. Когда Михаил Волков ушел в запас и жил в Иваново, немало приложил он усилий, чтобы в этом городе появился монумент Алексею Лебедеву.

Свои же стихи Михаил Волков писал для друзей и товарищей, для сослуживцев, часто в короткие минуты отдыха, будучи в длительном автономном плавании. И, конечно же, писал он их от души и для души. Его произведения часто публиковались в североморской газете «На страже Заполярья».

Когда пришел срок окончания службы, он некоторое время жил в Риге, потом перебрался в Иваново. В этом городе, так сложилось, Михаил Дмитриевич встретил свое счастье, его женой стала Лариса Щасная - известный поэт и литератор.

Творческим подвигом Ларисы Ивановны стало то, что памяти мужа она посвятила свой труд - книгу о его любимом поэте, Алексее Лебедеве. Выход ее намечен на декабрь. Уверена, что это издание еще прочнее свяжет имена и судьбы трех русских литераторов: офицеров-подводников Алексея Лебедева, Михаила Волкова и поэта Ларисы Щасной.

«Слышишь, море не спит?

Это вечная наша работа -

Через штормы любые

Идти, выполняя приказ.

Это трудные вахты

Питомцев подводного флота.

Море вечной тревогой,

Как сердце, пульсирует в нас».

Наталья БАСНИНА,заведующая библиотекой Северодвинского ДОФа