Корабельная сторона
Номер от 25 ноября 2002 г.

На пределе возможного
Голливудский блокбастер о советских подводниках

К-19 - первый атомный ракетоносец в СССР. Построен на Севмаше. «К-19» - американский игровой фильм. Демонстрируется в кинотеатре «Сириус» по 6 декабря.

БЫЛО очень любопытно, что же так взволновало американцев в истории нашей подлодки? Оказалось, взволновало то, что было в этой истории наднационального, вневременного, мифологического.

Стихотворение «Одиссей» англичанина Теннисона я читал очень давно и - надо же - вспомнил о нем, когда смотрел «К-19». Постаревший Одиссей собирается в новое плавание: он не хочет сидеть и ждать смерти, он отправится к краю земли, чтобы узнать, а что там, за этим краем. Стихотворение заканчивается девизом, широко известным у нас в России благодаря каверинским «Двум капитанам»: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». На этого Одиссея, с таким девизом, очень похожи советские моряки, которых показывает в своей новой картине режиссер Кэтрин Бигелоу.

Лет десять назад она сняла тоже морской фильм «На гребне волны». Ее героями были весьма неоднозначные молодые люди, ради удовольствия занимавшиеся грабежами, а также серфингом на супервысоких волнах. Они мечтали прожить жизнь яркую, балансируя на гребне волны в прямом и переносном смысле; в их планы не входило перешагнуть «тридцатник» и в конце концов сдаться в плен общественным установлениям. И в плен не сдались... Уже тогда режиссера К. Бигелоу глубоко интересовало путешествие к пределам возможного и за его пределы, за край земли - путешествие, сулящее полноту бытия. И вот спустя десять лет она ставит фильм, где такое путешествие не умозрительность, не фигура речи, а явь, и притом безо всяких грабежей.

Центральная фигура этой одиссеи - капитан в исполнении Харрисона Форда. Без сомнения, одна из лучших ролей актера! Капитан произносит эти слова: «дойти до пределов возможного», и у него лицо человека, который не отступит. Целеустремленность сквозит в его сухости, строгости. И конечно, он впечатляет, когда - после того как цель достигнута и уплачена цена - обхватывает лицо ладонью, удерживая эмоции, слезы...

Некая телерепортерша иронизировала над тем, что капитан подлодки слушает «Лунную сонату» (первую часть). Но как верен выбор музыки! Что еще и слушать Одиссею у предела возможного! И потом, идущая под «Лунную сонату» АПЛ - это так благородно! Вообще в фильме господствует возвышенный взгляд на вещи. Полное название картины - «К-19, оставляющая вдов», однако точнее было бы - «К-19, оставляющая быт». Быта минимум, никаких женщин, и почти что отсутствует шум истории, политическая трескотня. Действие развертывается отнюдь не в нашей - в героической реальности. Здесь совершают подвиги и творят легенду.

Кэтрин Бигелоу выстроила фильм как цепь острых ситуаций, требующих от человека напряжения всех сил, преодоления себя. Даже минута отдыха отмечена печатью экстремальности: моряки играют в футбол на арктическом льду.

Поскольку это не наш, иной мир, допущенные в картине фактические ошибки уже не кажутся сколько-нибудь существенными. Северодвинск на Кольском полуострове? Что ж, он мог бы стоять на полуострове Лабрадор - на то и иная реальность!

Я понимаю, почему на российской премьере фильма в Мариинском театре подводники с К-19 аплодировали стоя. «И это все о нас?» - должно быть, спрашивали они. Их опоэтизировали, истолковали их страшное плавание как одиссею, полную смысла и лучших чувств, - кто сделал бы для них больше?

Андрей НЕФЕДОВ