Корабельная сторона
Номер от 11 ноября 2002 г.

Острые грани «Rubis»
Про эти французские лодки можно сказать: мал золотник, да дорог

Действующий подводный флот Франции состоит всего из тринадцати лодок различного назначения. Являясь активным членом НАТО, эта страна пыталась не отставать от своих союзников в темпах развития кораблестроения.

САМЫМИ «долгоиграющими» из всех французских подводных лодок оказались ДЭПЛ класса «Agosta» (SSK). Из четырех субмарин этого типа, построенных в период с 1977 по 1978 год, в состав нынешнего флота входят две последние: «La Praya» (S622) и «Quessant» (S623). Размеры и параметры подлодок не впечатляют, но для своего времени они были вовсе не плохи: при длине 67,7 метров водоизмещение в погруженном состоянии составляет 1760 тонн. Максимальная скорость лодки на поверхности достигает двенадцати, а под водой - двадцати узлов. Четыре торпедные шахты диаметром 533 мм предназначены для запуска как торпед ECAN L5 Mod 3 и ECAN F17 Mod 2, так и для ракет SM 39 Exocet. Система гидролокаторов от компании «Thomson» включает в себя пять сонаров различного диапазона действия. ДЭПЛ класса «Agosta» изначально предназначались для несения службы в прибрежных водах Франции, и тот факт, что их запас хода при девяти узлах составляет 8500 миль, уже говорит о том, что они успешно справлялись со своей задачей.

Основу современных военно-морских сил Франции составляют шесть многоцелевых подводных лодок объединенного класса «Rubis Amethyste». Первые четыре АПЛ «Rubis» («Рубин»), «Saphir» («Сапфир»), «Casabianca», «Emeraude» («Изумруд»), построенные с 1979 по 1986 год, являются представителями оригинального класса «Rubis» (проект SNA 72). Они пришли на замену всем старым французским ПЛА. Первоначально спроектированные для уничтожения исключительно кораблей противника, они с 1989 по 1995 год прошли программу модернизации «Amethyste» (AMElioration Tactique HYdrodinamique Silense Transmission Ecoute, что в преводе означает: улучшение показателя тактической гидродинамической тишины при радиопрослушивании). Это позволило «рубинам» подняться до стандартов класса «Amethyste» и стать полноценными многоцелевыми подлодками. Первый настоящий «аметист» был спущен в 1992 году, а вторая АПЛ этого типа, названная «Perl» («Жемчужина») вошла в ряды французского ВМФ в 1995 году. Подлодки «Rubis Amethyste» представляют собой самые маленькие ПЛА в мире, но по количеству оружия на борту могут сравниться и с более крупными субмаринами.

Все шесть лодок данного класса были построены на судоверфи «Cherbourg Naval Dockyard», расположенной в городе Брест, и базируются на военно-морской базе в Тулоне. Размеры этих АПЛ, так же, как и у предшественников, невелики: длина составляет 72,1 метра, осадка - 6,4 метра, водоизмещение под водой - 2670 тонн. Источником движения служит атомный турбоэлектрический реактор PWR CAS 48 от компании «GEC Alsthom», вырабатывающий 48 МВт энергии. Также на лодке находятся два вспомогательных дизель-электрических мотора «SEMT-Pielstick» и «Jeumont Schneider 8 PA4 V 185 SM». При движении в погруженном состоянии максимальная скорость доходит до двадцати пяти узлов, а на поверхности - до двадцати узлов. Экипаж подводного корабля состоит из семидесяти человек.

Системы управления боем и контроля над оружием DLA 2B и DLA 3 используют базу тактических данных «Systeme d»Armes Tactique» (SAT). Запуск противокорабельных ракет «Exocet SM39», производимых компанией MBDA (бывшей «EADS Aerospatiale»), происходит из торпедных шахт. Расстояние до цели и данные по траектории полета загружаются в компьютер ракеты из SAT и системы управления оружием. Радиус действия на скорости, равной 0,9 маха (скорости звука), составляет 50 километров. Для достижения цели используется система инерциальной навигации и активный радар в наведении. Осколочная боеголовка ракеты массой 165 килограммов имеет неконтактный взрыватель и функцию замедленного действия.

Общее количество ракет и торпед на одной подлодке составляет 18 единиц, причем их соотношение может варьироваться в зависимости от боевой задачи. Четыре торпедных аппарата включают в себя систему пневматического запуска. Торпеды типа ECAN L5 Mod 3 оснащены системой активного и пассивного наведения, и на скорости 35 узлов их радиус действия составляет 9,5 километров. Боеголовка массой 150 килограммов может быть доставлена на глубину до 550 метров. ECAN F17 Mod 2 - это класс управляемых по проводам торпед с боеголовкой массой 250 килограммов. Используя активное и пассивное наведение, они могут поражать цели на расстоянии двадцать километров и на глубине 600 метров. АПЛ «Rubis Amethyste» взамен вышеописанного боекомплекта могут нести 32 мины FG29.

Система гидролокационного обнаружения целей DR3000U от компании «Thales» работает в диапазоне «D» и «К». Она включает в себя всенаправленную и моноимпульсные антенны. Погрешность в определении положения объекта составляет не более одного градуса. Навигационный радар «Тип 1007», предоставленный компанией «Kelvin Hughes», действует в диапазоне «I». Блок гидролокаторов DMUX 20 включает в себя многофункциональный низкочастотный сонар и пассивный буксируемый сонар DSUV 62С, работающий на очень низких частотах.

Государственное конструкторское бюро Франции «Direction des Constructions Navales», которое занималось проектированием всех подводных лодок страны, предложило использовать вместо атомного реактора дизель-электрическую пропульсивную систему на субмаринах типа «Rubis Amethyste». Такие ДЭПЛ относятся к классу «Turquoise» и предназначены, в основном, для экспорта. Эти субмарины могут выполнять различные задачи: уничтожение кораблей и подлодок противника, установку мин, разведывательные операции и даже перевозку десанта и эвакуацию людей. Благодаря современным дизельным генераторам и батареям, время нахождения на перископной глубине для их подзарядки сводится к минимуму. Длительность похода на «Turquoise» превышает шестьдесят дней, в то время как на «Rubis Amethyste» - не более сорока пяти дней. Пребывание ДЭПЛ под водой может быть значительно увеличено путем установки независимой от воздуха пропульсивной системы, разработка которой была недавно завершена.

В настоящее время идут работы по проектированию подводных лодок нового класса «Barracuda», которые должны прийти на замену АПЛ класса «Rubis Amethyste». Новые субмарины станут аналогами американских лодок типа «Virginia» и английского «Astute» и вберут в себя все самые последние технологические разработки.

Андрей БОЯРЧУК. По материалам зарубежных источников