Корабельная сторона
Номер от 29 октября 2002 г.

У них не заржавеет
В питерском музее подводных сил появится северодвинская экспозиция

Есть в городе музеев Санкт-Петербурге и единственный в своем роде - Музей подводных сил имени Маринеско. Он еще молодой: в мае этого года отметил пять лет. Его директор Александр Шагин на прошлой неделе впервые посетил наш город. И после приема у генерального директора «Звездочки» Николая Калистратова приехал в гости в редакцию «Корабельной стороны».

-С чем пожаловали в Северодвинск, Александр Васильевич?

- Дело в том, что наш музей впервые издает компакт-диск, посвященный истории подводного флота России. И такие предприятия, как «Звездочка» и Севмаш, должны внести информацию о себе. А рассказывает наш музей об атомном подводном флоте, его истории с Петровских времен и до сегодняшнего дня. Для экспозиции в Северодвинске мы могли бы предоставить уникальный материал. С другой стороны, хотелось бы показать петербуржцам те редкие экспонаты, которые есть в музеях ваших предприятий. Теперь, надеюсь, такие контакты будут налажены - как налажены они с Нижним Новгородом, с предприятиями Санкт-Петербурга. Тогда более полной будет информация в музее о сегодняшнем дне подводного флота. Мы рассказываем не только о моряках-подводниках, но и о «родителях» подводных лодок, выдающихся конструкторах, рабочих, чьими руками создаются такие гиганты, как «Акула» и «Гепард».

- Вы заговорили об уникальных экспонатах...

- У нас много редких материалов, связанных с дореволюционным периодом. Например, с лодкой «Окунь» и ее командиром Меркушевым, который в 1916-м году эмигрировал. Многие подводники того времени перебрались в Алжир, Францию, Тунис. В прошлом году внучатый племянник Анны Воронцовой-Велиминовой передал нам лист, выдававшийся подводникам, которые были включены в легион Французской республики. Он необычен по структуре, сохранности и информации. Думаю, в других коллекциях таких реликвий нет. Фотографию Меркушева нам подарили его родственники, есть снимки лодки «Окунь» - так что уже выстраивается интересная экспозиция.

Много материалов и военного периода. Например, мундир участника Парада Победы, подводника Ивана Михайловича Васильева. Конечно, мундир этот расскажет гораздо больше, чем черно-белый снимок.

Второй зал связан с послевоенным периодом, но эта экспозиция пока не выстроена так, как должна бы быть. Поэтому, кстати, и пришлось приехать в Северодвинск. Мы обратились к вашим предприятиям с просьбой передать нам два переходных люка подлодок. Ведь музей посещает большей частью молодежь: школьники, студенты, курсанты. И им будет интересно пройти через эти люки, посмотреть через перископ. Один перископ установлен прямо в рубке от дизельной подводной лодки на открытой площадке. Его можно покрутить, посмотреть - правда, не на море, а на сквер, окружающий музей.

- Значит, экспонаты руками трогать можно?

- Это наш принцип. Их крутят с утра и до вечера - так что они никогда не заржавеют.

- Что еще связывает вас с Северодвинском?

- Хотя это первое мое посещение города, заочно мы с вами дружим давно. Северодвинец Анатолий Иванович Богданчиков, ветеран-блокадник, - личность у вас известная. Сейчас он наш научный сотрудник. Ему уже за семьдесят, но он великолепно проводит экскурсии, может часами рассказывать об истории подводного флота. Иногда вроде бы и время вышло, а его просят: «Вот еще хотелось бы узнать»...

- А какие у вас впечатления от наших музеев?

- От всех - самые радужные. Великолепный музей на «Звездочке», насыщен уникальными экспонатами музей СМП. Городской краеведческий музей, конечно, тоже впечатлил.

- Как правило, работа музея выставками не ограничивается...

- У нас есть целая серия традиционных мероприятий: проводим день командира, день моряка-подводника, день памяти, когда вспоминаем о трагических событиях, случившихся как в море, так и на берегу. Есть интересный материал о лодке Анатолия Бигебы, которая в 60-х годах потерпела аварию, стоя у пирса. Часть моряков погибла, погибли моряки с других лодок, находившихся рядом. Один из следователей, который вел тогда расследование причин этой аварии, Титов, приезжал в музей и рассказывал, как сложно было отстоять спасшихся. Им говорили: «Лучше бы вам погибнуть: все равно будете преданы суду». Титов доказал, что вины командира в трагедии не было. И сейчас мы готовим акцию: через сорок лет после тех трагических событий ее свидетели встретятся у нас в музее.

- Есть ли выставка, посвященная гибели «Курска»?

- Она работает с августа. Это несколько стендов о трагедии и ее расследовании. Фотографии, которые сделали наши ветераны в Росляково, материалы о командире Лячине, портреты всех членов экипажа, уникальные снимки, переданные родственниками.

- Говорят, что к вам в музей перед съемками нашумевшего фильма «К-19» приезжали американские актеры, в том числе «Индиана Джонс» Харрисон Форд?

- Да, они встречались у нас со старпомом «К-19» Владимиром Вагановым. Владимир Ваганов рассказал играющему его Лайаму Нисону о том, что тогда произошло. Актеры вместе с режиссером Бигелоу глубоко прочувствовали ту атмосферу. Они у нас и автографы оставили в книге почетных посетителей.

Посмотрев фильм, честно скажу: им удалось проникнуться тем состоянием и отразить весь трагизм события. Даже не чувствуется, что это американские актеры: веришь, что наши, русские ребята. И молодого режиссера Кэтрин Бигелоу, которая сняла этот фильм сразу после окончания режиссерских классов, можно поздравить с удачей. На премьере один из ветеранов попросил ее снять фильм и о наших атомщиках. Кэтрин заплакала и призналась, что не ожидала такого доверия. Кстати, первую положительную рецензию я прочел еще до показа фильма в вашей газете - она доставляется к нам в Петербург.

А недавно у нас в гостях был Карен Шахназаров, мы разговаривали с ним до глубокой ночи. Его тоже волнует судьба моряков-подводников, легендарного Александра Маринеско в том числе. В следующий раз обещал приехать со сценаристами, с работниками «Мосфильма».

Беседовала Наталья ЕМЕЛЬЯНОВА