Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Суббота, 23 ноября 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 29 октября 2002 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 29 октября 2002 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

А мимо пролетают поезда...

Версия для печатиОтправить статью другу
Скоро век, как живет под локомотивные гудки Обозерская

Эту станцию Северной железной дороги знают многие, ведь Обозерскую не минует ни один архангельский поезд. Но большинству она знакома лишь из окна вагона, а потому о своеобразии здешних мест пассажиры даже не подозревают.

АДМИНИСТРАТИВНО Обозерская относится к Плесецкому району Архангельской области. Сам поселок городского типа расположен близ северо-восточного берега Обозера. Среди специалистов за ним закрепилась репутация загадочного объекта природы. Воды озера временами уходят по трещинам в подземные полости, а затем «вытекают» в ином месте. Природа этого явления любопытна, но до конца не изучена.

Из Обозера берет начало Ваймуга, очень красивая таежная река. Бытует мнение, что ее берега были обжиты новгородцами еще в период известного продвижения русского человека на Север. Однако заселяться эти места начали гораздо раньше, в эпоху неолита, причем на археологических картах района отмечены несколько стоянок древнего человека финно-угорской этнографической семьи.

Еще несколько малоизвестных фактов, связанных с Обозерской. В августе 1912 года, после полета на аэростате, здесь приземлился отважный русский летчик, основоположник высшего пилотажа П. Н. Нестеров.

Другой момент связан с делами военными. Оказывается, сразу по окончании Великой Отечественной на Обозерскую потянулись эшелоны с трофейными боеприпасами немецкой, итальянской, румынской и японской армий: авиабомбы, снаряды, мины, в том числе и с... химической начинкой. Сюда же свезли и большое количество баллонов с боевыми отравляющими газами. Местные склады считались одним из крупнейших хранилищ химического оружия в стране. Осенью 1950-го, когда в Обозерскую нагрянула министерская комиссия от маршала Родиона Малиновского и неожиданно выяснила, что несколько тысяч зарядов «не соответствует стандартам безопасности», их от греха подальше решили затопить. В частности, на дно Белого и Баренцева морей «выгрузили» несколько эшелонов со снарядами. Около 200 тонн авиабомб с ипритом и люизитом переправили на Балтику.

Сегодня эту страницу своего прошлого местные старожилы живописуют с леденящими душу подробностями. День и ночь грузились товарные эшелоны, затем составы с опасным грузом уходили под усиленной охраной.

Но с последним вагоном трофейной отравы военный пунктир в летописи Обозерской не потерялся. В здешней тайге наша армия успешно прятала не только свои секретные склады, но и множество иных «объектов стратегического значения». Более всего их возникло в связи с известным проектом «Ангара», который предполагал создание Плесецкого ракетно-космического комплекса. Конечно, работы эти не афишировали, но и скрыть от местных жителей такую грандиозную стройку было невозможно.

Через годы и войны

В поселке есть известковый заводик, который черпает сырье из местного карьера, есть мелкие учреждения и конторки, но главное, чем живет Обозерская, - железнодорожный узел. Здесь от основного ствола Северной дороги уходит ветка на запад, в Карелию.

Станция очень старая, без двенадцати лет ей уже век будет, и своим появлением она обязана Первой мировой войне, когда по необходимости железную дорогу из центра России решили протянуть до портовых причалов Архангельска. Первые сооружения той, николаевской, железнодорожной станции уже не сохранились, но, как мне поведали старожилы, некоторые ее тупички и пакгаузы использовались даже в пятидесятые годы. Когда затянувшаяся бойня с германцем перешла в революцию и Гражданскую войну, Обозерскую надолго размежевала линия противостояния «белых» и «красных». Фронт здесь держался очень долго: те и другие ожесточенно упорствовали. Первый же красноармейский бронепоезд, что прикатил в Архангельск вдогонку уходящим пароходам генерала Миллера, поднимал пар как раз на Обозерской.

В нынешнем облике станции трудно отыскать своеобразные черты: после войны на Северной железной дороге все они отстраивались по типовым проектам, но здание деревянного вокзала, напоминающее теремок с крутыми крышами, здесь чудом сохранилось. За эти годы оно будто впитало в себя цвет и запах угольной гари еще от паровозов.

В истории поселка предвоенного времени обращает на себя внимание трагическая причастность Обозерской к событиям периода сталинских репрессий. Не так давно прямо на станции, буквально в нескольких метрах от перрона, появилась небольшая рубленая часовенка. Из окна вагона ее может увидеть всякий пассажир. Установлена же она в память о тысячах безвинно погибших строителей железной дороги на Беломорск. Очень досадно и огорчительно, что сегодня она самым нелепым образом соседствует с... шашлычной - местом круглосуточного обитания бомжей и пьяниц.

Дан приказ идти на запад

Станция за свою историю несколько раз «перестраивалась»: ее укрупняли, переводили в разряд сортировочных, затем она снова стала участковой. Несколько лет назад ее пути удлинили, и теперь Обозерская способна принимать на них составы не из 80 условных вагонов, а из 200.

Недалеко от северных стрелок станции памятным знаком отмечен «40-тысячный километр электрифицированных российских дорог». Сегодня главные события на северной магистрали связаны как раз с переходом ее с тепловозной тяги на электрическую. Пойти на это железнодорожников заставила экономика. И до сегодняшнего дня ветка на Карелию считалась «узким местом», но сейчас, когда 70 процентов тепловозного парка Северной железной дороги оказалось на грани критического эксплуатационного срока, а цены на дизельное топливо продолжают расти, решение вопроса в пользу электровозов ускорилось. По расчетам, принципиальная замена тяги сулит транспортникам увеличение объемов перевозок на четверть.

План электрификации этого участка дороги разработал московский институт ОАО «Трансэлектропроект». К монтажным работам подразделения дорожно-строительного треста северной магистрали приступили в январе 1999-го. Обозерской отвели роль базовой станции. Отсюда на запад пошли строительно-монтажные поезда. Они протянули контактную сеть сначала до Мудьюги, потом до Вонгуды, в этом году вышли на Сумпосад.

Параллельно железной дороге в тайге монтажники тянут ЛЭП внешнего энергоснабжения. Этой линии, которая, к слову, берет начало от Северодвинской ТЭЦ-2, предстоит не только «запитать» магистраль через систему подстанций, но и соединить собой Архангельскую и Карельскую энергосистемы. Завершить проект планируется в следующем году. Для транспортников этот день будет праздником, а для местных, возможно, настанут худшие времена, ведь мало-помалу, а электрификация ветки на Беломорск позволила временно обеспечить рабочими местами часть местного населения. Будет ли работа, когда строительно-монтажные поезда уйдут?

Олег ХИМАНЫЧ, Обозерская - Северодвинск



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Происшествия   Усилить бдительность  |
Экономика   «Да» с оговорками  |  В МПС началась реформа  |
Мир   На морских широтах  |  Еврейский флот Америки  |
Северодвинск   У них не заржавеет  |  Адмиралтейство «Красной кузницы»  |  Первенец второго поколения  |  Тринадцать лет Б-800  |  Наш траловый флот в первой сотне победителей  |
Акции, проекты   Пиарят журналисты от нищеты  |
Россия   Участь «Ушакова»  |
Общество   Переписчики за ударный труд получат надбавку  |  А мимо пролетают поезда...  |  Кроны на счастье  |  Филологини защитились  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Октябрь 2002
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com