Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Суббота, 20 апреля 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 29 октября 2002 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 29 октября 2002 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Адмиралтейство «Красной кузницы»

Версия для печатиОтправить статью другу
Амфибийные буксировщики соломбальцев не боялись ни мелей, ни льдов, ходили по воде и по суше

Эти неказистые, даже странные на внешний вид машины соломбальские судоремонтники с «Красной кузницы» построили специально по заказу моряков Северного морского пароходства.

ЫЛО это в конце семидесятых, когда поток грузов на Заполярный Север нарастал с каждой навигацией. Причем большую часть их нужно было доставить на необжитое побережье и в очень короткие сроки - задача не из легких.

За основу взяли «огурец»

Все порты Арктики и тогда можно было назвать наперечет, а в небольших портопунктах, как правило, причальные сооружения отсутствовали. Разгрузка судов производилась на рейде. Но и тут проблема: побережье Ледовитого океана фактически на всем протяжении Северного морского пути пологое, здесь очень значительные приливы и отливы. Поэтому на якорь судам приходилось становиться далеко от берега, иногда до 5 миль. После этого к ним подтягивали плашкоуты, баржи, и начиналась так называемая перевалка - долгая операция, часто прерываемая штормами, движением плавающих льдов. Грузы затем буксировали от борта судна к берегу. Но и здесь катер-буксировщик не всегда мог войти в устье тундровых речек из-за малых глубин. Иными словами, простаивать морякам приходилось часто, а каждый час летней навигации стоил больших денег. И вот задались целью - создать такой буксировщик, который бы ходил по суше и воде. Одним из вдохновителей этой смелой идеи стал главный технолог Северного морского пароходства Владимир Яковлевич Конюхов, именем которого, к слову, сегодня назван один из архангельских теплоходов.

Для нового плавсредства выбрали «основу» - плавающий транспортер ПТС-1 армейского образца. В просторечии у военных и геологов он так и назывался «пэтээска». В войсковой части на Лесной речке, что за Исакогоркой, нашли такую машину, и группа конструкторов пароходства сразу же выехала на место, чтобы сделать технические эскизы. С этого момента, собственно, и началась разработка проекта. Сам проект создали в удивительно короткие сроки - всего за шесть месяцев. Кстати, вскоре удалось приобрести на баланс пароходства и саму «пэтээску», которой остряки за ее камуфляжный цвет дали шутливое прозвище - «огурец».

Первый «помидор»

Проектировщики нового буксировщика позаимствовали у «огурцов» главным образом силовую установку, гусеничный ход и обслуживающие механизмы. Все остальное как бы создавалось вновь. Был усилен набор корпуса, на более прочную заменили обшивку днища и бортов, на метр увеличили длину и ширину корпуса. А вот в высоту новая машина подросла на целых два метра за счет надстроечной части, где располагались рулевая рубка и жилой кубрик. Естественно, появились пожарная, осушительная, спасательная системы и, конечно, якорное и швартовное устройство, лебедка для подтягивания - атрибуты любого буксировщика. Установили также специальный котел для обогрева помещений. Затем за дело взялись заводчане, которые для решения своей задачи потратили времени меньше, чем его ушло на проектирование.

Первый амфибийный буксировщик (АБ-1), названный «Штилем», корабелы «Красной кузницы» передали морякам в опытовую эксплуатацию в 1978 году. Его окрасили в яркий красный цвет, и те же остряки сразу окрестили новый буксировщик «помидором».

Теперь этот «овощ» весил 24 тонны. Двигатель от «огурца» мощностью 350 л.с. давал машине гусеничный ход 27 километров в час, а когда приводил во вращение гребные винты, то буксировщик двигался по воде со скоростью 5,8 узла. АБ-1 тащил за собой, как по суше, так и по воде (при волнении до 5 баллов), груженую платформу на воздушной подушке, преодолевая при этом береговые подъемы до 15 градусов. Кстати, буксировщик и грузовую платформу в данном случае следует рассматривать как единое транспортное средство. Мощные вентиляторы нагнетали воздух под днище платформы, она как бы отрывалась от поверхности суши либо воды. (Такой режим называется «парением».) В этом положении платформу грузили и перемещали. Первую такую «платформу на подушке» построили на СРЗ «Лайский док», а еще несколько - в Финляндии.

Использование буксировщика и платформы сразу же значительно сократило время рейдовой выгрузки, и потому моряки заказали «Красной кузнице» еще несколько машин. По результатам опытовой эксплуатации в проект внесли несколько замечаний и реализовали предложения Ленинградского ЦПКБ по улучшению мореходности плавсредств, а также их обитаемости. Следующие два буксировщика получили наименования «Шторм» и «Шквал», а еще две - АБ-4 и АБ-5.

На северном завозе - простой

Группа проектировщиков амфибийного буксировщика под руководством В.Я. Конюхова получила авторское свидетельство. Среди них был и Борис Васильевич Кобылин, с которым мне довелось встретиться. Он-то и рассказал, что у проекта были перспективы. В частности, планировалось приступить к созданию более мощного буксировщика. С этой целью даже был подготовлен договор на поставку в Архангельск из Луганска машин мощностью до 700 л.с. Однако, к сожалению, вскоре из-за начавшегося развала экономики Советского Союза и страны в целом перспективную программу строительства вынуждены были свернуть.

Машины из первой серии АБ все время эксплуатировались на так называемом северном завозе. Капитан «Шторма» Владимир Геннадьевич Баталов рассказывал мне, как работали они в портопунктах Арктического побережья Ямала, Хайпудырской губы, Варандея и в других местах. Когда возникли проблемы с северным завозом, работы у буксировщиков не стало, в частности, в 1994-95 гг. они в море вообще не выходили. В 1996-97 гг. АБ-5 работал на Ямале, доставлял на берег очень ценный груз, прибывший на судне из-за границы. В прошлом году буксировщик трудился на Варандее. Правда, по окончании навигации из-за начавшихся штормов его и платформу вынуждены были оставить там «на зимовку».

В начале августа этого года мне довелось увидеть амфибию АБ-4 и две грузовых «подушки» на Мосеевом острове в Соломбале. Оказалось, принадлежат они судоходной компании «Арктикрейд», но давно стоят без работы. Капитана Баталова, к слову, я встретил там же. Он шел с метлой и лопатой. «Нахожусь в ожидании договора на выполнение работы с заказчиком», - невесело пошутил он.

Александр РЫБНИКОВ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Происшествия   Усилить бдительность  |
Экономика   «Да» с оговорками  |  В МПС началась реформа  |
Мир   На морских широтах  |  Еврейский флот Америки  |
Северодвинск   У них не заржавеет  |  Адмиралтейство «Красной кузницы»  |  Первенец второго поколения  |  Тринадцать лет Б-800  |  Наш траловый флот в первой сотне победителей  |
Акции, проекты   Пиарят журналисты от нищеты  |
Россия   Участь «Ушакова»  |
Общество   Переписчики за ударный труд получат надбавку  |  А мимо пролетают поезда...  |  Кроны на счастье  |  Филологини защитились  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Октябрь 2002
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com