Корабельная сторона
Номер от 29 октября 2002 г.

Еврейский флот Америки
Эмигранта из России, адмирала Хаймана Риковера, благодаря которому США построили атомный подводный флот, отправляли в отставку как тунеядца

Из военного еженедельника «Navy News» я узнал, что на сленге моряков атомные подводные лодки Соединенных Штатов принято называть «Jewish Fleet» - «Еврейский флот». Причем так говорят без тени иронии, а как бы просто констатируя факт. О том, что такое выражение вполне справедливо, немного ниже. Сначала нужно рассказать, что это такое - атомный подводный флот Америки.

АМЕРИКАНСКИЕ подводные силы состоят из 8 эскадр, куда входят ударные стратегические ракетоносцы, многоцелевые и специальные субмарины. Шесть многоцелевых эскадр насчитывают 56 единиц, принадлежащих к классам «Лос-Анджелес» и «Сивулф». По оперативному предназначению они входят в состав Объединенного стратегического командования, составляя морскую компоненту ядерной «триады» США. Но организационно эти субмарины подчиняются командованию ВМС.

Но почему подводный флот США называют «еврейским»? Да потому, что творцом самой идеи такого флота, создателем программы его постройки, фактическим руководителем этого строительства на протяжении более 35 лет был еврей. Его звали Хайман Джордж Риковер.

Конечно же, так его не могли назвать при рождении, потому что он увидел свет в семье портного Абрама Риковера в маленьком еврейском местечке Маков неподалеку от Варшавы. Произошло это 27 января 1900 года, и новорожденного назвали Хаимом. Тогда местечко принадлежало России, теперь - Польше.

Будущий «отец американского атомного подводного флота» ступил на нью-йоркский берег в 1906 году. По окончании школы отец потребовал, чтобы Хаим стал врачом. Но того уже в ту пору влекла профессия военного моряка, и он мечтал поступить в Академию Аннаполиса, готовящую офицеров флота. Риковер окончил академию в 1922 году по специальности корабельного инженера. Служил вполне успешно, возглавлял инженерную службу линейного корабля. Вскоре был направлен в аспирантуру Аннаполиса, одновременно учился в Колумбийском университете, получил степень магистра.

В этом университете Хайман познакомился с Рут Мастерс, ставшей его женой. Они прожили неразлучно до ее преждевременной кончины в 1972 году. Через два года в жизнь адмирала Риковера вошла Элеонора Беркович, военный врач, капитан 3-го ранга, которая и стала его подругой до последних дней. Чтобы не было толков, она немедленно ушла в отставку. Стоит заметить, что обе его жены были дочерьми российских эмигрантов.

По окончании университетского курса Риковер решил перейти на службу в подводные силы флота и добился направления на курсы командиров субмарин. В 1931 году он завершает учебу, и в дальнейшем его флотская карьера связана с подводными лодками.

Перед Второй мировой войной и в ходе ее Риковер руководил отделом энергетики подводного кораблестроения военно-морского департамента Пентагона. В конце войны он был включен в группу военных моряков, разрабатывавших перспективный проект создания ядерного оружия для боевых кораблей. Именно тогда и пришла ему в голову идея создания подводной лодки с атомным реактором в качестве источника энергии.

Надо сказать, что эта идея далеко не сразу встретила понимание и поддержку у командования американских ВМС. В книге «Риковер и атомный флот» виднейший исследователь военно-морской истории США Фрэнсис Дункан пишет: «В конце 40-х годов Риковеру пришлось доказывать необходимость создания подводного атомохода. Он добивался интенсивного развития строительства, шел на риск, понимая намного лучше других, что, случись хоть небольшое происшествие на лодке, ему, еврею Риковеру, этого не простят».

Но он добился своей цели. После «Наутилуса» Риковер представляет детальную программу развития атомного подводного кораблестроения. По его замыслу, флот должен состоять из многоцелевых субмарин и стратегических ракетоносцев. И Риковер не только планировал, но и настойчиво добивался принятия своих разработок. Именно благодаря ему американские кораблестроители сделали мощный рывок, и уже в 1960 году на первое боевое патрулирование вышел атомный подводный крейсер «Джордж Вашингтон» с 16 ракетами типа «Поларис» на борту. Они имели дальность полета более 2 тысяч км и могли стартовать из-под воды.

Но в это же время Риковер работал над двумя другими проектами. Оба должны были стать прорывом в атомном подводном кораблестроении. По идеям, заложенным в этих проектах, была построена многоцелевая субмарина «Лос-Анджелес». Она несла мощнейшее вооружение: кроме традиционных торпед, еще и крылатые ракеты «Томагавк», противокорабельные ракето-торпеды и мины. Таких подлодок не было во флотах других государств. Но, пожалуй, главным шедевром творческих замыслов Риковера стала подводная лодка «Огайо». Прошло более 10 лет после ее ввода в строй, но и сегодня субмарины этого класса являются основой ракетно-ядерного потенциала Америки, составляя его большую часть.

Но начальство тем не менее решило избавиться от строптивого флотского офицера и нашло весьма простой повод. К тому времени Риковер прослужил на флоте около 30 лет, а был всего лишь капитаном 1 ранга, что позволяло уволить его в отставку, так сказать - автоматически, как бесперспективного офицера. Вдумайтесь - генератор прогрессивнейших идей - и бесперспективный тунеядец!

Но Риковер был не из тех, кто безвольно пойдет на заклание. Он сумел немедленно довести этот замысел до Сената, и законодатели буквально заставили Пентагон ходатайствовать перед президентом об адмиральском звании для Хаймана.

Кстати, все президенты США в период строительства атомного подводного флота весьма высоко ценили Риковера. В 1964 году он сам решил уйти в отставку, но на сей раз президент Линдон Джонсон лично просил его остаться на своем посту и присвоил ему чин вице-адмирала. Впоследствии Хайман продолжал службу по просьбам президентов Никсона, Форда и Картера, причем Никсон свою просьбу подкрепил присвоением ему высшего флотского чина - четырехзвездного адмирала. И Риковер служил честно, эффективно и талантливо.

Но, кроме президентов США, существовало и непосредственное флотское начальство, которое далеко не всегда понимало и признавало его колоссальный творческий потенциал. Риковер хорошо знал это и находил опору в преданности своих подчиненных и абсолютном доверии Конгресса США. И еще - он опирался на поддержку общественности в лице американской свободной прессы, на суд которой не раз выносил свои проблемы.

Хайман Риковер в течение почти 36 лет был, по сути, единовластным руководителем строительства атомного подводного флота Америки. Он делал это жестко, бескомпромиссно, личным примером поддерживая свои решения. Он сумел осуществить почти все свои проекты. Так что не зря военные моряки называют его творение «еврейским флотом Америки»!

Марк ШТЕЙНБЕРГ, «Submarine.ru»