Корабельная сторона
Номер от 29 октября 2002 г.

В МПС началась реформа
Верхи диктуют, низы не понимают

В администрации области состоялось расширенное заседание департамента транспорта и связи, на котором рассмотрен ход реформы на железнодорожном транспорте. Объяснить стратегию преобразований из Ярославля приехали руководители федерального государственного унитарного предприятия «Северная железная дорога».

С ТРИБУНЫ выступил заместитель руководителя ФГУП «СЖД» Александр Докунин. Он сообщил, в частности, что реформа МПС будет проводиться в три этапа. Первый- это создание законодательной базы, он уже начался. Второй (2003-2005 г.г.) - переход от функционально-территориального принципа управления к чисто функциональному. И третий(2005-2008 г.г.) - «расщепление» ведомства на структурные подразделения с одними и теми же функциями, скажем, будут выделены перевозки в дальнем следовании и пригородном сообщении, создано подразделение по ремонту подвижного состава и так далее. Предполагается, что они будут иметь свой баланс, но перестанут быть юридическими лицами, финансовыми потоками будет управлять центральный офис. Налоги все же пойдут в казну тех территорий, подчеркнул Докунин, на которых расположены предприятия.

Акционирование отрасли, по замыслу стратегов-реформаторов, необходимо для привлечения инвестиций, иначе, дескать, отрасль из тупика не вывести - сейчас износ оборудования, техники, путей составляет более 60 процентов. На восстановление денег у государства нет, поднимать тарифы - получить экономический коллапс, а частные инвесторы с нереформированной отраслью связываться не хотят.

Сейчас МПС активно избавляется от непрофильных активов, сбрасывает со своих плеч ведомственное жилье, больницы, поликлиники, учреждения культуры. Северная железная дорога намерена передать на баланс муниципальных образований более 50 тысяч квадратных метров жилья, семь поликлиник, практически все очаги культуры и детские сады, причем до 1 января 2003 года, чтобы войти в новый год «очищенной от социалки».

- Откуда местные власти возьмут средства на содержание свалившихся на них объектов, - недоумевает депутат областного Собрания от Устьянского района Николай Кашин, - в нашем районном бюджете доходов заложено 71 миллион рублей, а расходов на 150 миллионов. Где взять деньги на содержание детского садика, от которого отказались железнодорожники? С другой стороны - в районе закрыли здание вокзала, невыгодно, видите ли, его эксплуатировать, отдали под коммерческий магазин. И теперь старики, школьники мерзнут на улице в ожидании поездов, которые, к тому же, часто стали приходить с опозданием. Когда строили помещение, думали о людях. А сейчас о чем думают?

В русле избавления от «ненужных расходов» сокращается финансирование пассажирских перевозок. Был такой состав местного сообщения Архангельск - Пукса. И вдруг на этом маршруте по инициативе МПС стало ходить два поезда: Архангельск-Обозерская и Обозерская - Пукса. Что изменилось? Прежде всего финансовая ситуация: если местные перевозки дотируются железнодорожным ведомством, то на компенсацию пригородных поездов деньги надо искать в территориальных бюджетах.

Поделилась проблемой народная избранница из Северодвинска Лариса Павловская:

- У нас под городом долгое время развивались СОТ, которые сейчас оказались в Приморском районе. Попасть туда можно на «дежурке», которая ходит редко, стоит на станции два часа и возвращается. Люди чуть ли не бегом вынуждены добираться до погребов и потом сломя голову лететь с рюкзаками обратно. Уже полтора года добиваюсь, чтобы к московскому поезду присоединяли общий вагон, на котором бы могли ездить дачники - ни в какую, говорят, поезд фирменный, не положен ему такой вагон. Я не понимаю, в чьих интересах проводится реформа? Что получат люди от нее? Почему то, что невыгодно, сбрасывается на муниципальные органы?

Не одна Лариса Афанасьевна недоумевает. Похоже, и сами железнодорожные начальники на местах не очень-то верят в положительные перемены. По крайней мере, Александр Докунин с трибуны признал, что если бы Москва сильно не давила, то реформу не стали бы проводить в такой спешке.

Алексей ГУНДОРОВ