Корабельная сторона
Номер от 21 октября 2002 г.

И полетели «Калканы»
Украина поставила Туркмении очередную партию пограничных катеров

По сообщениям агентства «Интерфакс», очередные три катера типа «Калкан-М», построенные Феодосийской судостроительной компанией «Море», доставлены в Туркмению.

В общей сложности Украина уже передала Туркмении четыре таких катера. Первый из них прибыл на Каспий в мае 2002 года. В соответствии с договором Феодосийская судостроительная компания «Море» должна поставить туркменской стороне десять 8-тонных «Калканов» и десять 40-тонных патрульных катеров «Гриф».

Контракт на строительство патрульных катеров «Гриф» и «Калкан» в обмен на поставки туркменского природного газа был заключен в 2001 году по результатам визита в Украину президента Туркмении Сапармурата Ниязова.

Универсальный водометный катер «Калкан-М» (гражданский вариант «Крым-6М») представляет собой модернизированный вариант «Калкана», оснащенного импортным оборудованием, шведскими двигателями фирмы «Volvo-Penta» (модель ТАМD 122Р-А) и водометами. Он предназначен для несения службы по охране государственной границы на реках, озерах и в прибрежных районах морей, а также для обеспечения службы морских контрольно-пропускных пунктов, решения других задач.

Длина катера 11,6 м, ширина - 3,3 м, максимальная осадка - 0,62 м, полное водоизмещение - 8,56 т. Корпус катера выполнен из прессованных панелей алюминиево-магниевого сплава. Рубка, двигатель, топливные системы катера защищены броней. Мореходные качества судна обеспечивают его безопасное нахождение в море при волнении в 4 балла. При скорости 34 узла катер имеет дальность хода до 500 км. Автономность катера по запасам пресной воды и провизии - 2 суток. Экипаж - 2 чел. Катер способен перевозить до 8 пассажиров. В зависимости от пожеланий заказчика он может оснащаться двумя пулеметами (калибр 7,62 мм или 12,7 мм), установленными в районе люков каюты и ахтерпика, гранатометом БП-30 или переносным ЗРК «Стрела». По неофициальным данным, цена катера составляет 400-425 тысяч долларов.

Любопытно, что в 60-70-х годах прошлого века феодосийский завод «Море» был эксклюзивным поставщиком легких водометных катеров проекта 1398 и 1398Б для морчастей Погранвойск СССР. Феодосийские катера отличались неприхотливостью и простотой обслуживания.

Андрей БОЯРЧУК, По материалам российских источников