Корабельная сторона
Номер от 21 октября 2002 г.

«Дядя Федя» как символ реформ
Депутат Юрий Спиридонов против «товарищеских» отношений в коммунальном хозяйстве

ВСЯ РЕФОРМА ЖКХ затеяна нашими либералами с одной целью - снять с государства груз ответственности за состояние жилищно-коммунального хозяйства. Но при этом они не решаются сказать прямо: нужно увеличивать тарифы. Вот и возникла идея: давайте сделаем так, чтобы каждый гражданин чувствовал себя хозяином не только квартиры, но и дома, создадим товарищество собственников жилья.

- Юрий Валерьевич, согласитесь, звучит хорошо - товарищество, собственник...

- Согласен, приятные слова. Но к чему это приведет? Сегодня я хозяин своей квартиры, завтра стану хозяином дома, который превратится в кондоминиум с совместным управлением. Его жильцы должны самоорганизоваться и начать борьбу с монополистами за снижение тарифов.

- И снова не могу не заметить: дело благое.

- Конечно, если верить в идеал и пытаться построить фантастическое общество. Но живем-то мы в реальном мире. И знаем на практике, что если в подъезде что-то случается, из всех жильцов только один-два человека пытаются решить проблему. Даже для того, чтобы элементарный кодовый замок поставить, столько усилий организационных требуется! А это такая мелочь по сравнению с управлением целым домом. Нужен лидер и, как минимум, два его помощника. Им нужна зарплата. Большой она не будет, значит, хорошие специалисты не согласятся работать, потому что люди энергичные и активные давно пристроились.

- Но примеры красивой «товарищеской» жизни нам столичное телевидение такие показывает - заглядишься: красивые подъезды, консьержка у входа...

- А еще фикус в коридоре, подземный гараж и вертолетная площадка на крыше... Во-первых, никто не говорит, сколько все это стоит. Во-вторых, на это способен небольшой процент людей, которые во все времена знают, чего они хотят. А вы поговорите с переписчиками, которые ходили по квартирам, они расскажут, что в каждом доме есть немало жильцов, которых трезвыми не застать. Сейчас большинство из них ни за что не платят, а при создании кондоминиума кто будет за них это делать?

- Наверное, те, кто назовется их товарищами...

- Так и будет. Теперь о второй стороне идеи наших либералов - ввести конкурентное начало в обслуживание жилья. Она охотно поддерживается предпринимателями, которые всегда готовы освоить деньги, заработанные населением. По замыслу реформаторов, частники должны прийти на смену сегодняшним монополистам - жилищным организациям, которые имеют огромный опыт, материальные базы. Да, нареканий в адрес наших жилищно-коммунальных служб и проблем у них много, но именно они обеспечивают Северодвинску статус одного из самых благоустроенных и чистых городов. Кто еще сможет в случае крупной аварии выйти на работу ночью и провести ремонт в короткие сроки, в любую погоду? Кто будет финансировать межквартальные коммуникации и следить за их работой? Пришедший на смену предприятию частник - какой-нибудь дядя Федя с ключом? Да при первой большой аварии он закроет свою фирму и объявит себя банкротом.

- Но частные предприниматели организовывают новые места, платят налоги в городскую казну...

- Сегодня в сфере ЖКХ работают около трех тысяч человек. Небольшие зарплаты они получают, но по ведомости, значит, все налоги платят. А посмотрите официальные зарплаты работников некоторых частных фирм - 450 рублей. Значит, остальное - черный нал.

- Судя по рассекреченным перед выборами сведениям о доходах некоторых наших удачливых предпринимателей, они, бедненькие, сами на жилищные субсидии имеют право.

- И это не частное дело, потому что в результате не поступают налог в казну, врачи и учителя не получают зарплат, и те же жилищные предприятия страдают от невыплат.

- Подведем итог?

- Вывода два. Нельзя гражданам навязывать формы владения жильем. Насильно гнать в «колхозы» - это страшно и опасно. И, во-вторых, ни в коем случае нельзя частных предпринимателей подпускать к обслуживанию нашего жилого фонда.

Юрий Валерьевич свою точку зрения объяснил. Он уверен, что противников его позиции и в нашем городе достаточно. Мы готовы дать им слово.

Беседовала Ольга ЛАРИОНОВА