Корабельная сторона
Номер от 14 октября 2002 г.

Директор из легенды
20 лет со дня кончины Евгения Павловича Егорова

21 октября 1982 года из Николаевского кораблестроительного института на Севмаш пришло сообщение о кончине Евгения Павловича Егорова, профессора кафедры технологии судостроения.

На заводе об этом скорбном событии очень быстро узнали многие. Для участия в похоронах бывшего директора завода полетела делегация в составе секретаря парткома В.Н. Зуева и заместителя директора по общим вопросам Н.А. Красникова. Уже в Николаеве к ней присоединился главный бухгалтер Е.И. Шумкин, который участвовал в совещании на Черноморском судостроительном заводе.

Хоронили Евгения Павловича Егорова с воинскими почестями, как капитана первого ранга. Похороны состоялись на Мешковском кладбище, где для знатных людей Николаевщины было отведено специальное место.

Евгений Павлович Егоров родился 20 января 1908 года в Херсонской губернии в семье сельских учителей. В 1930 году он окончил кораблестроительный факультет НКИ, участвовал в постройке двух подлодок на заводе имени А. Марти. Потом трудился на различных руководящих должностях на заводах Дальнего Востока, в Министерстве судостроительной промышленности, главным инженером Балтийского завода. В начале 1952-го Евгений Павлович был назначен директором Молотовского завода № 402. В должности директора нашего завода ему предстояло проработать двадцать лет.

При его непосредственном руководстве сдавались легкие крейсера проекта 68 бис. В 1955 году завод получил заказ на строительство серии подводных лодок проектов 611 и АВ-611.

В сентябре 1955 года была заложена первая в стране атомная подводная лодка (будущий «Ленинский комсомол»). В другом стапельном цехе №50 строились атомные подводные лодки с ракетным оружием с надводным стартом. Постройка кораблей с совершенно новой энергетической установкой потребовала от директора незаурядных организаторских способностей. Строительство этих лодок в наибольшей степени прославило коллектив предприятия. Завод и город бурно развивались, велось строительство новых цехов, жилья, объектов культуры и спорта.

В 1964 году заложили первую АПЛ с шестнадцатью ракетами с подводным стартом. Это знаменитый корабль проекта 667А, заказ 420. При активном участии Е.П. Егорова была решена задача организации скоростной серийной постройки.

Неоценим его вклад в создание завода-ВТУЗа, который был открыт в 1964 году. Он добился успехов и в науке, подготовил материалы для защиты диссертации. В 1971 году инженеру Егорову присвоили ученую степень доктора технических наук.

Многолетний сверхнапряженный труд давал о себе знать. Здоровье Евгения Павловича стало ухудшаться. В 1971 году ему сделали операцию. В январе 1972 года он был переведен на работу в Ленинград директором ЦНИИ организации, управления, экономики и информации, а в 1975 году - в город Николаев, в свою альма-матер.

В январе 1978 года Евгению Павловичу исполнилось 70 лет. От предприятия его приветствовала делегация, которая обязала своего бывшего директора явиться на ученый совет в парадном костюме, со всеми наградами. Все ахнули, когда он появился в президиуме, на груди блестели Золотая Звезда Героя, медаль лауреата Ленинской премии, четыре ордена Ленина, ордена Октябрьской Революции, трудового Красного Знамени, «Знак Почета», Красной Звезды и медали. Наша делегация вручила ему знак «Почетный гражданин Северодвинска» - одному из первых в городе.

Евгений Павлович Егоров был высокоинтеллектуальным руководителем, хорошо знал, уважал и ценил тружеников нашего предприятия, имел огромный авторитет и влияние в городе.

На его могиле установлен памятник-мемориал, который спроектирован и изготовлен на предприятии. 23 июля 1986 года вступил в строй морской буксир-спасатель мощностью 3000 л.с., носящий его имя. 25 июля 1986 года на доме № 6/34 по проспекту Ленина, где жил Е. Егоров, установлена мемориальная доска. С 1999 года площадь на пересечении улиц Первомайской и проспекта Ленина носит имя Егорова. В первой книге «Флагман отрасли» помещена большая статья «Директор». Имя незаурядной личности, государственного человека внесено в энциклопедию «Инженеры Санкт-Петербурга» (1997 г.) и «Поморскую энциклопедию - историю Архангельского севера» (2001 г.). В 2000 году в типографии Севмашпредприятия вышла книга В. Чаплинского «Корабельный инженер Евгений Егоров».

Вячеслав ЗУЕВ