Корабельная сторона
Номер от 8 октября 2002 г.

Самолетом, вертолетом...
Воздушный «трамвай» из Северодвинска в Архангельск

Было это где-то в середине шестидесятых годов теперь уже прошлого столетия. Вместе с женой мы улетали в отпуск в Москву. Только что прошли первомайские праздники, погода еще не радовала теплом.

До нашего рейса оставалось не более получаса, и мы, садясь в такси, уже догадывались, что в означенное время вертолет не полетит, и в Талаги мы попадем гораздо позже, чем рассчитывали. Надежда все же еще была, билеты на вертолет нам достались «неудобные»: прилетев в Архангельск, надо было ожидать посадки не менее двух часов. Вот на этот резерв мы и рассчитывали.

А ветер все усиливался, полосатый конус возле взлетной площадки натужно гудел от его порывов. Дождь сменил мокрый снег, пригоршнями сыпанул град. Маленький домик на улице Народной, служивший «аэровокзалом», не вмещал всех пассажиров, которых становилось все больше, и они сиротливо жались к стене, прикрываясь от ветра. Уже оказались пропущенными несколько рейсов. Что оставалось делать? Только терпеливо ждать. Хотя, как известно, ждать у моря погоды - занятие неблагодарное. Но не зря говорят, что погода в мае неустойчивая. Между тучами, которые так стремительно гнал ветер, появился просвет, и вскоре засверкала просинь неба, по нему теперь уже плыли легкие облака. И, словно сделав свое дело, затих и ветер.

Теперь более полусотни людей ждали, устремив взоры в небо, и... дождались. Вскоре винтокрылая стрекоза плавно опустилась на площадку. Бросившуюся к машине толпу летчик успокоил одной фразой: «Не волнуйтесь, увезем всех, сейчас придет второй борт... Садитесь пока те, кто опаздывает...»

Настроение улучшилось, тем более что не заставил себя ждать и «второй борт»...

Наш запас времени стремительно истощался. Его уже почти не осталось, когда пришел очередной «борт». Села следующая десятка, около машины остались семеро. Поразмыслив, пилот сказал: «Возьму еще двоих». А потом, взглянув на оставшихся, неожиданно махнул рукой: «Заходите все, только держитесь крепче!» Мы чувствовали себя, как пассажиры автобуса в час пик. Вместо десяти нас было семнадцать, почти все отпускники и все с чемоданами. Вертолет натужно скрипел, но мы радовались: «Летим!» Когда выбирались на летное поле в Талагах, один из попутчиков сказал: «Давай напишем летчикам благодарность: всех взяли, никого не оставили». Поначалу я с ним согласился, но сразу сделать этого не удалось. А чуть позже, слегка поразмыслив, понял, что и хорошо, что не удалось. Иначе командир получил бы за нашу благодарность по первое число. За нарушение правил перевозки даже шоферов наказывали и наказывают, а в небе правила еще строже.

Вся эта история вспомнилась мне, когда увидел в своем альбоме снимок пассажирского Ми-4.

Между Архангельском и Северодвинском когда-то существовало авиасообщение. Сейчас это страницы далекой истории. В конце пятидесятых годов с Ягр летал самолет Ан-2. В начале шестидесятых вместо них появились вертолеты.

Первая вертолетная площадка как раз находилась на Беломорском проспекте, на том месте, где возвышается здание «Гортеплосети».

Улетающих в Ленинград, в столицу, в теплые края в то время становилось все больше, и десятиместный аэроплан, взлетающий с Ягр, и тем более вертолет были для них палочкой-выручалочкой. Значительно сокращались дорожные хлопоты. Не надо было томиться около трех часов в «дежурке», переправляться с левого берега в город (вокзал в Архангельске тогда был на левом берегу), потом снова переправляться через реку (в аэропорт Кегостров). В летнее время, правда, туда попадали теплоходом, это было чуть попроще, но все равно хлопотно.

Пассажирский вертолет Ми-4 пользовался особым спросом. Пятнадцатиминутное путешествие в нем никого не утомляло. Был даже период, когда кроме Кегострова и Талаг вертолет летал и в Архангельск, делая посадку на пляже в районе улицы Урицкого.

Площадку с Беломорского проспекта спустя некоторое время перенесли в юго-западную часть города, на улицу Народную. В общей сложности вертолетное сообщение с Архангельском существовало более десяти лет и закончилось в начале семидесятых годов, когда с завершением строительства мостов в полную силу вступила автомобильная дорога на Архангельск.

На снимке, который предлагается вниманию читателей, запечатлена вертолетная площадка в Архангельске. В кадр попала и еще одна достопримечательность шестидесятых годов: строящийся мост через Двину, которым мы давно уже привычно пользуемся, отправляясь в областной центр. Его достроили в 1964 году.

Кстати сказать, тот год порадовал северян множеством новостроек. Пожалуй, самыми примечательными, кроме моста, были новый каменный цирк, построенный взамен деревянного, сгоревшего несколькими годами раньше, и телецентр, начавший регулярные передачи в январские дни.

Александр БУРЛОВ