Корабельная сторона
Номер от 8 октября 2002 г.

«U31»: характер нордический
Эта субмарина открыла новую эру «топливных элементов» в подводном кораблестроении

22 марта 2002 года со стапеля немецкой компании HDW сошла на воду самая современная в мире неатомная подводная лодка. Она стала первой из четырех лодок класса 212А, заказанных военно-морским флотом Германии. Новаторством новых субмарин является независимая от воздуха пропульсивная система, использующая водородно-кислородные элементы.

Класс 212 был разработан усилиями двух крупных немецких компаний: «Howaldt-swerke-Deutsche Werft» (HDW), которая находится в городе Киль, и «Thyssen Nordseewerke GmbH» (TNSW), расположенной в городе Емден. Первая отвечает за постройку носовой части лодки, а вторая - за корму. Германские военные приняли американскую модель распределения заказов между судостроителями: окончательная сборка первой и третей субмарины будет производиться на верфях HDW, а вторая и четвертая - на TNSW. Аналогичное решение было принято в США при строительстве АПЛ класса «Virginia». Морские испытания «U31» ожидаются в ближайшее время, а уже в конце 2004 года она должна пополнить ряды ВМФ Германии.

Самым существенным отличием класса 212А от когда-либо ранее созданных подводных лодок является гибридное машинное отделение. Пропульсивная система объединяет дизельный генератор с двумя свинцово-кислотными аккумуляторами и новейшую независимую от воздуха силовую установку, предназначенную для медленного бесшумного перемещения корабля. В ее состав входят девять водородно-кислородных топливных элементов с протонно-обменными мембранами от компании «Siemens», предназначенных для выделения энергии из этих веществ. Каждый такой элемент может вырабатывать от 30 до 50 кВт энергии.

Для более высоких скоростей в работу включаются свинцово-кислотные аккумуляторы, расположенные на нижней палубе в передней части лодки. Для их подзарядки предназначен дизельный двигатель MTU16V-396, от компании «Piller GmbH». Он установлен на независимой платформе с двойным защитным покрытием для шумо- и виброизоляции. Движителем будет служить винт с семью лопастями.

Подводные лодки класса 212 будут оснащены высокоинтегрированной системой управления лодкой и контроля над оружием «Basic CWCS», объединяющей сенсоры, оружие и навигационную систему. Шесть торпедных шахт включают в себя систему DM2A4 для запуска тяжелых торпед, предоставленную компанией «STN Atlas Elektronik».

В состав системы сонаров DBQS входят цилиндрическая среднечастотная антенна для пассивного определения, низкочастотный буксируемый сонар TAS-3, аналогичный сонар, но уже расположенный сбоку корпуса, предназначен для низко- и среднечастотного определения и система обнаружения неприятельского гидролокационного оборудования. Поисковый перископ SERО14 от компании «ZEO» имеет такие функции, как оптический дальномер, тепловизор и систему глобального определения местоположения (GPS). Боевой перископ SERO15 оснащен системой лазерного поиска цели.

Приоритетным направлением при конструкции подлодок данного класса было уменьшение возможности их обнаружения во время боевых действий. Благодаря обширным возможностям, эти субмарины можно использовать в разноплановых операциях, и в то же время их стоимость, несмотря на новую пропульсивную систему, останется невысокой.

На церемонии спуска «U31» вице-президент HDW Ханфрид Хаун заметил, что воплощение в жизнь программы применения топливных элементов даст долгосрочную занятость судоверфей компании. Он также сказал, что лодки класса 212 не оставят без работы и огромное количество субподрядчиков HDW. Как уже отмечалось, для немецких ВМС будет построено четыре субмарины. Руководство военно-морских сил Италии также выразило желание приобрести две такие подлодки. Этот заказ будет выполнен в этой же стране на судоверфи «Fincantieri».

Подводные лодки класса 212А отличаются удачным дизайном, унаследованным от своего предшественника, - ДЭПЛ класса 209, и самой современной технической оснащенностью. Но, несмотря на это, инженеры из HDW недавно завершили разработку нового типа 214, который представляет собой усовершенствованную версию 212А. Военно-морской флот Греции уже сделал заказ на четыре лодки нового поколения. Компания «Siemens» подписала контракт стоимостью 65,5 миллиона долларов на поставку пропульсивных систем. Строительство первой субмарины уже началось в Киле, а ее сдача ожидается в 2005 году. В мае 2002 года HDW приобрела судоверфи компании «Hellenic Shipyards», на которых и будут созданы последующие три лодки. Южная Корея также выразила желание иметь в своем флоте три таких подводных корабля. Их производством займется юго-восточный судостроительный гигант «Hyundai Heavy Industries».

Отличия нового класса от предшественника заключаются в увеличенной глубине погружения лодки, которая будет составлять более 400 метров. Этого удалось добиться благодаря улучшенным материалам корпуса. Длина субмарины составит 65 метров, а водоизмещение - 1700 тонн. На четырех из восьми торпедных шахт будут установлены системы запуска ракет. Количество топливных элементов возросло на две единицы, и мощность каждого составит 120 кВт. Благодаря им пребывание под водой достигнет двух недель. Форма корпуса была далее усовершенствована для улучшения гидродинамических и «стеллс» характеристик. Новая конструкция гребного винта способствовала дальнейшему снижению уровня шума.

Интегрированная система подводного управления (ISUS) от компании «STN ATLAS Elektronik», объединяет в себе все датчики, функции управления и контроля над лодкой. Система определения неприятельских кораблей заключает в себе ряд сонаров, боевой перископ и новомодное выдвижное видеоустройство, которое помимо основного своего назначения выполняет и функции определения местоположения при помощи GPS.

HDW открыла новую эру в развитии пропульсивных систем подлодок. Руководство компании уверено, что за водородно-кислородными элементами стоит будущее подводного флота. Помимо высокого КПД и низкой рабочей температуры, решающим фактором является все же очень низкий уровень шума таких силовых установок.

Андрей БОЯРЧУК. По материалам зарубежных источников