Корабельная сторона
Номер от 29 сентября 2002 г.

Атомное сердце «Ленина»
Дно Карского и Баренцева морей устлано ядерными отходами

В Севгидромете есть три морских судна, которые с весны до глубокой зимы бороздят просторы Арктики. Все они считаются научно-исследовательскими. И все же больше всего «чистой наукой» занимается НИС «Иван Петров». Именно на его борту чаще появляются экспедиции ученых.

Причем услугами экипажа зачастую пользуются зарубежные исследователи: много раз ходили к Новой Земле голландцы, не теряющие надежды найти могилу своего соотечественника Виллема Баренца, охотились за россыпями алмазов на дне Белого моря юаровцы из компании «Де Бирс», канадцы изучали с борта судна припайные льды, южнокорейцы – заросли планктона….

В последнем рейсе на «Иване Петрове» выходили специалисты Международного технического центра, которые намеревались отыскать место затопления аварийного ядерного реактора с атомного ледокола «Ленин».

Атомоход «Ленин» - первое в мире судно гражданского назначения с ядерной установкой. Основное предназначение - проводка транспортных судов по Северному морскому пути. Такие цифры: дизельный ледокол, если ему удавалось пробиться сквозь льды, проводил караван судов по этой арктической трассе, протяженность которой от Мурманска до бухты Провидения на Чукотке составляет более 6000 километров, в течение нескольких месяцев. Атомоход «Ленин» преодолевал этот же путь за 3-4 недели.

Строила уникальный корабль вся, без преувеличения, страна - более пятисот конструкторских бюро и заводов. Это был фантастический проект советских ученых и инженеров. Строительство атомохода «Ленин» и его успешная эксплуатация на протяжении почти 30 лет знаменовали собой прорыв не только в судостроении и освоении целого региона, но и определенный психологический перелом в общественном сознании целого поколения людей. Пришло понимание того, что атом может не только убивать (как в Хиросиме), но и созидать.

В 60-е годы телевидение, радио и газеты взахлеб описывали походы первого в мире атомного ледокола в Арктику. Но нигде в средствах массовой информации даже намеком не упоминались чрезвычайные происшествия, которые случались на ледоколе. О них стали говорить только сейчас. На недавней презентации доклада международной неправительственной организации «Беллуна» в Архангельске его авторы сообщили, что на «Ленине» за время эксплуатации произошли две аварии. Первая случилась в феврале 1965 года, когда атомоход был поставлен на плановый ремонт и перезарядку реакторов. Вторая - в 1967 году, когда была зафиксирована течь трубопроводов реакторного контура. Тогда было решено удалить весь реакторный отсек. Его упаковали в специальную капсулу, отбуксировали к архипелагу Новая Земля и утопили в бухте Цивольки. Вся операция была настолько засекречена, что и по сей день специалисты не знают точных координат захоронения.

- Экспедиция, - рассказывает капитан НИС «Иван Петров» Анатолий Иванов, - обследовала с помощью самых современных гидролокационных средств морское дно в окружности 10 миль от места предполагаемого затопления, но ничего не нашла. Говорят, что, когда открыли кингстоны понтона, то он затонул не сразу, а долго дрейфовал.

- Выходит, пустой рейс?

- Почему пустой? – не согласен капитан. - Поиск реактора – это для нас своего рода экзотика. Главное - контроль за радиационной обстановкой в северных морях: в них и помимо реактора ядерных отбросов уйма. В том же заливе Абросимова постоянно держим под прицелом 500 потенциально опасных объектов.

- Что это за объекты?

- Контейнеры с ядерными отходами, атомные реакторы с других судов, затопленные лихтеры, имеющие на борту «загрязненное атомом» оборудование …

Из доклада «Беллуны»: только Северный флот затопил в Карском и Баренцевом морях 17 судов и лихтеров, имеющих на борту твердые радиоактивные отходы, включая части реакторных установок и другое загрязненное оборудование разных уровней активности. Кроме того, были затоплены 155 крупных объектов, включая циркулярные насосы, генераторы и другие части ядерных установок. Согласно Белой книге, в Карском море «спрятано» 6508 контейнеров с ТРО.

- Анатолий Николаевич, сильно ли весь этот «хлам» отравляет моря?

- Как это ни удивительно, радиационная обстановка в Карском море пока лучше, чем в Архангельске. Впрочем, об этом больше может сказать Лебедев.

Андрей Лебедев – помощник капитана по науке, на «Иване Петрове» работает второй год, раньше служил в военной гидрографии.

- Андрей Анатольевич, так какова же ситуация с радиацией?

- Если речь о морях, то нормальная: защитные оболочки затопленных ядерных объектов пока надежны. По крайней мере, в Архангельске и Северодвинске радиационный фон выше, чем, скажем, в заливе Абросимова, а южные моря, скажем, Черное, Каспийское и другие, намного больше загрязнены тяжелыми металлами.

- Итог рейса по поиску реактора атомохода «Ленин» - нулевой. Что дальше?

- Думаю, что Международный центр найдет средства, чтобы продолжить поиск уже в других точках, ведь в рейсе проверялась лишь одна из гипотез: координаты, по которым работала экспедиция, были будто бы записаны в дневнике судового доктора, присутствовавшего при затоплении реактора. Версия не подтвердилась. Норвежцы, которые спонсировали экспедицию, хотят, чтобы все сброшенные в море ядерные отходы находились под контролем, наверно, попытаются довести дело до конца…

Кстати, после демонтажа аварийного реактора в 1967 году атомный ледокол «Ленин» был отбуксирован на «Звездочку», где проводились работы по модернизации и монтажу новой установки. Возможно, кто-то из северодвинцев добавит информацию о легендарном атомоходе, который решено не утилизировать, а поставить на вечную стоянку к причалу морвокзала в Мурманске и создать на нем музей.

Алексей Гундоров