Корабельная сторона
Номер от 22 сентября 2002 г.

Пожар на «Сухоне»
С той поры прошло уже более двадцати лет, но события, произошедшие 25 сентября 1979 года, до сих пор сохранились в памяти

Привычную череду повседневных дел, а был я тогда секретарем заводского парткома, прервал тревожный звонок: «Пожар на «Сухоне»!» Так назывался плавучий док, который находился на достройке в выводном бассейне стапельного цеха. Его тогда готовили для вывода головного заказа 605 серии атомных ракетоносцев проекта 949, намеченного на апрель следующего года. То было сложнейшее уникальное инженерное сооружение водоизмещением более 25 тысяч тонн, способное проводить доковые операции с заказами третьего поколения, в том числе со знаменитой «Акулой».

Плавдок строился в цехе №50, ответственным сдатчиком был Павел Лапшинов, сдаточным механиком - Альфред Элимелах. Ширина «Сухоны» составляла 42 метра, и она едва входила в северную половину цеха. И по едва помещалась в эллинге, занимая почти все пространство от входных ворот до откатных.

Комплектующее оборудование нигде серийно не изготовлялось, иногда приходилось даже прибегать к импортным поставкам. Так, например, палубные подъемные краны поступили из Италии. Шефство над строительством плавдока взял комсомол. На этом заказе впервые в заводской практике был организован новый вид соревнования - по технологическим цепочкам. Многотиражная газета «Трибуна рабочего» освещала ход строительства, за этим объектом был закреплен корреспондент Вячеслав Белоусов. В общем,все делалось, чтобы построить док в самые короткие сроки. Все здорово помогали, чего в начале строительства не было. Заказом ежедневно занимались многие руководители и опытнейшие специалисты. Производственно-диспетчерский отдел представлял Николай Орлов, проектанта - главный конструктор Лев Петраков и его заместитель Владимир Чесноков, конструкторский отдел - Серафим Бутвин, а отдел главного технолога - Валерий Марков.

Когда док был выведен из цеха, Павла Лапшинова отпустили в отпуск, а старшим назначили одного из его заместителей. Случилось так, что при координации пожароопасных работ он допустил серьезную оплошность, из-за которой и возник пожар.

В момент загорания много людей находилось внутри помещений. Они стучали, призывая на помощь. Где вырезать спасательные окна, газорезчикам показывал заместитель директора по режиму Виктор Котлов. Большинство людей были выведены и спасены, но четверо, к великому сожалению, погибли. Среди них два работника нашего предприятия - А. Ворона и

А. Розов - и два электромонтажника с предприятия «Арктика» - В.Коробов и В.Милсов. Вечная им память!

Руководители завода были на объекте до окончания пожара.

Так уж получилось, что это трагическое событие совпало с нашим семейным праздником. В тот день моей жене Лене исполнилось сорок лет. И за праздничным столом в ресторане «Белые ночи» все спрашивали: «Где Слава?» Она же ничего вразумительного не могла сказать.В ресторан я все же потом пришел. Какое было настроение - всем понятно. Ни есть, ни пить не хотелось.

Пожаром был нанесен большой материальный ущерб.Плавдок после аварии представлял жалкое зрелище. До слез было жалко людей, которые погибли, и того огромного труда, который был вложен в строительство «Сухоны». Положение создалось серьезное, надо было восстанавливать док в чрезвычайно короткие сроки, что и было сделано. Благодаря героическим усилиям рабочих, инженеров, техников, строителей его испытали и досрочно подвели к эллингу. А 20 сентября 1980 года в док ввели тяжелый атомный подводный ракетный крейсер стратегического назначения проекта 941 - заказ Белопольского. С тех пор плавдок «Сухона» участвовал в десятках подобных операций.

Вячеслав ЗУЕВ