Корабельная сторона
Номер от 22 сентября 2002 г.

Нет стерлядки с черной икрой
Контрольный улов показал, что рыбы в Двине не густо

Молодой ученый из Санкт-Петербургского института цитологии Алексей Ибрагимов на контрольный отлов рыбы в Северной Двине приехал в поисках материала для диссертационной работы, мечтая найти редкую в это время особь стерляди с черной икрой.

Контрольный отлов с полным анализом не проводился на двухсоткилометровом участке рыбоохраны Северной Двины уже много лет. И вот на прошлой неделе на холмогорском участке рыбоохраны три бригады рыбаков неводами отлавливали рыбу. Контролировали этот процесс ихтиолог Севрыбвода Тамара Галушина, цитолог Ибрагимов и участковые инспекторы. Погода солнечная, но ветреная. На рыбинспекторских машинах подъезжаем к Северной Двине в районе поселка Усть-Пинега. Два катера тянут 70-метровый невод. Контрольный отлов начался.

Ждем результатов. Но... их нет. И первый, и второй невод приходят с одной тиной. Ветер усиливается, начинает штормить. Переезжаем на другой участок, где меньше волна, и снова забрасываем тони. Результат - почти нулевой. Общий вылов составил... два килограмма. Такое впечатление, что на всем протяжении реки рыбы нет вообще.

Работа продолжилась ночью, и, кажется, ночной вылов немного богаче: в невод попались стерлядь, сиг, судак, лещ. Порадовали размерами две красавицы щуки - одна на четыре, другая на восемь кило. Но общий улов в каждой тоне не превышает десяти килограммов. Ни одной стерляди, которая бы весила больше кило, ни леща.

Весь улов замеряем, взвешиваем и вскрываем для определения пола, стадии зрелости, наличия паразитов. Информацию о каждом экземпляре заносим в специальный журнал, чешую снимаем для детального изучения в лаборатории.

Ихтиолог Тамара Максимовна вспоминает, как в начале семидесятых планировали открыть промышленный лов стерляди на Северной Двине без ущерба для популяции. Некоторые экземпляры стерляди превышали пять килограммов! Для дальнейшего наблюдения и изучения путей миграции рыб было помечено триста особей стерляди и три тысячи - леща.

К сожалению, ни одного из них в дальнейшем выловлено не было. Крупнейшая авария в 1972 году на Котласском ЦБК погубила миллионы особей рыб в Северной Двине. Как всегда, виновники их массовой гибели не понесли заслуженного наказания. Комбинат до сего дня сливает отравляющие отходы в реку. На всей акватории реки происходит варварское истребление водных биоресурсов. Страшно, что в будущем - уже совсем недалеком - Северная Двина останется без рыбы. Воспроизводством сиговых и стерляди никто не занимается.

А питерский цитолог Алексей заветную стерлядь с черной икрой так и не нашел. Расстроился и решил теперь поехать в Астрахань - может, там повезет.

Николай КОРЕПИН, внештатный инспектор рыбоохраны