Корабельная сторона
Номер от 12 августа 2002 г.

Трагедия в Лоухах: подробности
Ежедневная газета Карелии «Северный курьер» поделилась с нами последней информацией с места событий трагедии в Лоухах

Из отряда, в котором было 10 человек (один взрослый и девять детей), пострадали еще четверо подростков от 13 до 16 лет. Их успели доставить в больницу райцентра в тяжелом состоянии. Местные врачи сделали все возможное для их спасения.

Школьникам, по последней информации врачей, потребуются немедленные операции. В их телах еще полно осколков. Травмы, полученные детьми во время взрыва, к счастью, оказались не смертельными. В ином случае жертв трагедии было бы гораздо больше.

Выжившие и погибшие

Начальник милиции общественной безопасности Лоухского РОВД Владимир Лоскутов был одним из первых на месте трагедии в лесу на 46-м километре автодороги Лоухи - Кестеньга. Вот что он рассказал о подробностях ЧП:

- Телефонный звонок о взрыве прозвучал в дежурной части РОВД около шести часов вечера. Ребята подорвались днем несколькими часами раньше. О подрыве нам сообщила жительница поселка Сосновый. Он в 13-ти километрах от места трагедии.

Ребятам, по словам Лоскутова, просто повезло. Они с большим трудом дошли до автодороги, где, остановив попутку, попросили шофера сообщить в район о трагедии. Первую помощь им оказали сосновские медики. Вскоре подоспела бригада «скорой» из Лоухов.

Трое израненных осколками мальчишек, придя в сознание после шока, рассказали медикам, о том, как они попадали к людям. Они выбирались с места взрыва самостоятельно. Шли около двух километров по тайге в крови, один, как свидетельствуют хирурги, с переломанными костями стопы. Убитых коллег по отряду пришлось оставить на месте взрыва. Им уже нечем было помочь, поэтому пришлось думать только о собственном спасении.

По рассказам оперативников из Лоухского РОВД, поисковики-школьники выполняли в Карелии нужное дело. Отряд уже 13 лет занимался поисками и перезахоронением погибших солдат. Так должно было произойти и этим летом. Отряд поднял из окопов в этот поисковый сезон 27 неизвестных бойцов. Их хотели положить в братскую могилу поселка Сосновый 8 августа. Не успели. Вместо безвестных русских солдат в архангельскую землю теперь придется положить тела двоих погибших поисковиков из соседней с Карелией области.

Мы увидели страшную картину

Следственная бригада из Лоухов добралась до места трагедии к вечеру. Милиционер Лоскутов говорит, что увиденное потрясло: кровь, трупы погибших и земля, просто нашпигованная минами и снарядами. Почему руководитель отряда привел сюда мальчишек и зачем они, несмышленыши в саперском деле, взяли в руки боеприпасы - ответит следствие. Делать этого нельзя было ни при каких обстоятельствах. Погибший командир «Поиска» прекрасно знал об этом. Он работал с ребятней на местах боев на севере Карелии уже более десятка лет.

Экспертная группа работала у места гибели северодвинцев до глубокой ночи. Мертвых решили оставить в лесу. К останкам, по словам Лоскутова, приближаться было крайне опасно. Боялись новых взрывов. Тела поисковиков пролежали в тайге сутки. Их решено было вывезти во время повторного выезда следственной бригады днем 8 августа. Седьмого вечером с места взрыва - где на носилках, а где на руках - вынесли четвертого израненного мальчишку. Вслед за тремя сверстниками его срочно вывезли в больницу райцентра.

Почти сутки находилась четверка малолетник поисковиков в хирургическом отделении центральной районной больницы. Одного из пострадавших поместили в палату интенсивной терапии, где он и пролежал в ожидании медицинского вертолета из Петрозаводска.

О том, как прошли первые сутки спасенных ребят в ЦРБ, рассказывает хирург Александр Пушкарев. Он прибыл в районную больницу Лоухов за несколько часов до взрыва под Сосновым. Приехал сюда в командировку и сразу же - в бой за ребячьи жизни.

- Сначала «скорые» доставили троих. Чуть позже еще одного, - вспоминает Пушкарев. - Всех привезли в тяжелом состоянии. Обошлись без операций. Счастье, что мальчишки выжили.

Они получили множественные осколочные ранения. Районным хирургам вечером 7 августа пришлось на деле применять методику военно-полевой хирургии.

- Ребята, - рассказывает Пушкарев, - были доставлены к нам в полном сознании, но в шоковом состоянии. У госпитализированных детей обнаружились черепно-мозговые травмы, ранения глаз, множественные осколки.

Беда ждала своего часа

После интенсивной терапии и консультаций с петрозаводскими детскими хирургами раненых школьников вертолетом карельской санавиации доставили в Петрозаводск. Ми-8 приземлился прямо у Центральной республиканской больницы.

Несколько лет назад, работая спецкором «Северного курьера» по северу Карелии, мне довелось рассказывать в газете о работе поисковиков. Материал был о том, как наряд транспортной милиции Кеми задержал группу следопытов, возвращавшуюся поездом домой после очередных раскопок на местах боев в Лоухском районе. Милиция во время патрулирования состава приметила группу ребят. Наряд решил проверить содержимое тяжеленных рюкзаков следопытов. Открыли и ахнули. Поезд на ближайшей станции Кузема был остановлен. Из него спешно удалили найденный скарб. Я видел чуть позже в милиции Кеми изъятое. В рюкзаках отряд вез найденные в лесах под Кестеньгой трофеи: боевые патроны, части гранат и оружия, солдатскую амуницию. Тогда дело по факту незаконного хранения и перевозки боеприпасов закрыли. Через годы, игры со смертью обернулись для «Поиска» трагедией.

В 16.10 вчера санитарный «борт» с пострадавшими поисковиками из Северодвинска приземлился на вертолетной площадке у республиканской больницы. Рейс, по комментариям медиков из Центра экстренной медицины, обойдется республике в 4 тысячи долларов. Их авиаотряду за полет в Лоухи выплатит республиканский бюджет.

В одной из машин «скорой помощи» в глазное отделение республиканской больницы везли забинтованного, ничего не видящего Илью Кожевникова. При взрыве он получил осколочное проникающее ранение глаз. В роговице левого глаза к моменту госпитализации находился осколок снаряда.

- Илья, что случилось?, - спрашиваю его в машине, мчащейся в больницу под вой медицинской сирены.

- Нашли снаряд, попытались достать из земли, а тот внезапно взорвался...

Немецкая мина и русское авось

Через три дня после рокового подрыва в лесу под поселком Лоухи отряда поисковиков из Северодвинска, стало возможным достаточно уверенно говорить о причинах этого смертельного ЧП. С помощью уцелевших и израненных от взрыва ребятишек удалось восстановить картину случившегося.

«Поиск» работал в Карелии с 15 июня фактически на правах «черных» следопытов. Группа не имела права вести поисковую деятельность без уведомления властей, милиции, МЧС и военкомата. Тем не менее, все эти властные структуры закрыли глаза на работу дилетантов в особо опасном районе республики. Немецкая противопехотная мина-лягушка через полвека взорвалась в руках доморощенных саперов.

Сегодня «Поиск» спешно выезжает домой в Архангельскую область. Со школьниками в Северодвинск отправятся гробы с останками двух погибших. Возможно, хоронить их будут в цинке - столь велика была сила взрыва. Четверка поисковиков, эвакуированных вертолетом санавиации в Петрозаводск, уже успешно прооперирована. Одному из четверки потребовалась трепанация черепа, откуда детские хирурги-травматологи извлекли осколок германской мины. Ребята, по словам ведущего врача республиканской больницы Светланы Мирутенко, еще надолго останутся в Карелии. Всем нам за это время придется всерьез разобраться в причинах ЧП, чтобы больше не допускать подобного.

Александр ГАПОНОВ, «Северный курьер» Петрозаводск