Корабельная сторона
Номер от 12 августа 2002 г.

Морской путь из грек в варяги
Надежды на то, что Черноморский флот останется в Крыму как минимум до 2017 года, надо оставить

Собственно, эти надежды питают только тех, кто по-прежнему видит в ЧФ некую стратегическую силу, столь же значимую для России, как в прежние века. Но сейчас ситуация несколько иная.

Воевать за проливы вряд ли нам придется. А если и придется, то исключительно на дипломатическом, политическом и экономическом театрах военных действий. Территориальные и иные споры, конечно, возможны. Но вряд ли эти споры обретут такой характер, что для их разрешения понадобится крейсер с крылатыми ракетами. Равно как и противостоять террористам, буде нагрянут они с моря, можно и без бывшей «Славы», а ныне «Москвы».

Один из мощнейших кораблей ЧФ, флагман флота, ракетный крейсер «Москва», отправляющийся на боевую службу в Средиземное море, обратно в Севастополь может не вернуться. С осени этого года его родным флотом станет Северный, а местом стоянки - рейд Североморска. Дело в сущности решенное. Если и были у кого в главкомате ВМФ сомнения в правильности такого шага, то они развеялись, надо думать, после недавнего визита в Москву украинского вице-премьера Василия Рогового. Он довел до сведения Кремля настоятельную просьбу Леонида Кучмы пересмотреть межправительственные договоренности о базировании Черноморского флота на территории Крыма. Украина напирает на то обстоятельство, что в ноябре на пражском саммите НАТО она попросится в блок, а присутствие на ее территории чужих войск может создать проблемы. Вопрос не ставится ребром - мол, давайте-ка, братья-москали, прощаться, - но уже включены рычаги экономического и политического давления, которые мало-помалу подталкивают россиян к выходу.

Векторы дальнейшего вытеснения ЧФ обозначены недвусмысленно. И не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять: Севастополю оплотом военно-морского присутствия России на Черном море больше не быть. Рассматривался вариант оборудования под базы флота Новороссийска и его окрестностей. По-любому выходило и дорого (больше 7 млрд долларов только первоначальных вложений), и с военной точки зрения невыигрышно. А вот меньшую размером (и по численности, и по водоизмещению) ударную группировку с кораблями 2 и 3 класса Новороссийск, равно как и ряд других обустроенных причалов черноморского побережья, приютить смог бы.

Вывод «Москвы» с Черного моря, укомплектование ЧФ ракетными кораблями на воздушной подушке «Бора» и «Самум» - явный признак того, что стратегия и тактика военно-морского присутствия России в этом регионе пересматривается. Акцент будет сделан на оборону побережья и территориальных вод. При необходимости действий на большую глубину будет подключаться армейская и фронтовая авиация.

К перебазированию «Москвы», насколько известно, отрицательно относится главный шеф крейсера - мэр столицы Юрий Лужков. Очень уж много денег вложено в строительство жилья для членов экипажа. И потом, не у каждого российского мэра есть свой ракетный крейсер на Черном море. Но не охладеет же шефское чувство у Юрия Михайловича к крейсеру, когда тот бросит якоря в студеных водах Кольского залива?

А из Крыма, конечно, надо уходить. Тем более ползучее выдавливание «москалей» здесь идет полным ходом. Недавно хозяйственный суд Крыма удовлетворил иск Генпрокуратуры Украины к Минобороны РФ и гидрографической службе ЧФ и обязал передать украинской стороне маяк на мысе Тарханкут. ЧФ лишается также ряда радионавигационных систем в Евпатории и гидрографического подразделения в Феодосии. С потерей этих объектов российское морское командование навсегда утрачивают отлаженную годами систему навигационно-гидрографического обеспечения у побережья Крыма. А без нее ЧФ ослепнет. Просить поводыря можно будет только в Киеве. А это нам надо?

Александр ПЛОТНИКОВ. «Грани.ru»