Корабельная сторона
Номер от 5 августа 2002 г.

«Дункан»: полоса невезения
Старейшее российское судно, пережившее четыре войны и три революции, сейчас лежит на глубине 13 метров.

Сначала водолазы снимут на видеокамеру, в каком положении находится пароход, а затем попытаются зацепить его плавучим краном. Вся эта дорогостоящая операция проводится за счет датской стороны. Ведь именно бездействие датчан многие называют причиной того, что произошло с судном.

«Дункан», построенный 101 год назад и названный так в честь знаменитой шхуны из романа Жюля Верна, следовал на фестиваль старинных судов в шведский Гётеборг. Российский пароход во время шторма сел на мель около города Калундборга. Происшествия можно было бы избежать, если бы не странное поведение портовых чиновников. Они отказали российским морякам в помощи, потребовав предварительно оплатить работу спасателей. Причем сумма, по словам капитана, была названа астрономическая.

Как только история получила огласку, датчане выразили готовность отбуксировать корабль в порт за свой счет. За несколько часов до того как «Дункан» пошел ко дну, техники откачали из судна воду. Никаких видимых повреждений на корпусе или в днище обнаружено не было. Казалось, что судно уже спасено. Однако через несколько минут после того как «Дункан» сошeл с мели, он начал стремительно тонуть. И вряд ли кто-то мог предположить, что уникальный пароход ожидает такая плачевная участь.

На сегодняшний день паровая шхуна «Дункан» - единственный в мире речной пароход, который в 100-летнем возрасте пересек Балтийское море по маршруту Санкт-Петербург - Хельсинки - Ханко - Стокгольм - Турку - Оскархамн - Росток - Нойштадт - Халигенхафен - Росток.

Восемь лет жизни потратил Валентин Сыромятников, питерский энтузиаст реконструкции старинных судов, на восстановление корабля-ветерана. Буксирный пароход «Дункан» построен в 1901 году на верфях компании «Альстрем» в городе Або (ныне Турку) в Великом Княжестве Финляндском. После реставрации «Дункан» дает ход в 11 узлов. В 1998 году капитан Сыромятников водил его на морской фестиваль в Стокгольме, а затем и в Турку, где древний пароход является городской достопримечательностью.

В экипаж Сыромятникова входят жена Татьяна Игнатьева, механик Валерий Иванов, машинист Владимир Шкурин и матрос Ян Малыгин. И вряд ли кто-то из них мог предположить, что уникальный пароход ожидает такая плачевная участь.

Андрей БОЯРЧУК

По материалам зарубежных источников