Корабельная сторона
Номер от 5 августа 2002 г.

Прилегла, называется
Аварийное происшествие с «К-104» в плавдоке-63

Это произошло 29 июня 2002 года около 5 часов утра на полярнинском ФГУП «СРЗ-10» в губе Пала. При проведении доковой операции в «ПД-63» произошла нештатная ситуация. Находящаяся на кильблоках подводная лодка К-104 проекта 675МК (зав. № 531) накренилась на левый борт. В считанные минуты произошел навал корпуса на стапель-палубу.

По свидетельству очевидцев, все произошло стремительно, но заводские специалисты, обеспечивавшие доковую операцию, успели покинуть опасные участки и никто серьезно не пострадал. Плавдок получил незначительные повреждения лишь потому, что на лодке было срезано ограждение рубки.

В течение получаса на место происшествия прибыла группа сотрудников отдела ГО и ЧС города Полярного. Были проведены замеры радиационной обстановки и осмотр акватории завода. Приборы показали 18 мкр/час, что является естественным фоновым значением, разлива нефтепродуктов также не зафиксировано.

Руководство полярнинского СРЗ не делало никаких официальных сообщений, посчитав случившееся неопасным техническим событием. Действительно, на лодке весной 2002 года были выполнены работы по выгрузке активной зоны, в ходе которых и было срезано ограждение рубки. В то же время внутри прочного корпуса субмарины еще остается около 15 тонн ГСМ. Для выяснения обстоятельств случившегося создана специальная заводская комиссия.

Предварительная причина - при расчете докового набора не было учтено изменение центра масс, произошедшее в ходе выполнявшейся модернизации на том же «СРЗ-10» с 1976 по 1981 год. Плавучести дока ничего не угрожает, поскольку в первую очередь были предприняты усилия по герметизации поврежденных корпусных конструкций, а под корпусом лодки соорудили нештатные деревянные кильблоки. Повторять доковую операцию в такой ситуации опасно, поэтому принято решение продолжать работы по утилизации согласно намеченным срокам.

Остается добавить, что данный случай - первый в истории отечественного судоремонта. Ранее подобные происшествия случались, но только с дизельными лодками. Некоторые представители местных СМИ попытались получить объяснения в пресс-центре СФ, на что им справедливо было заявлено, что лодка после вывода из боевого состава флота полностью передана в ведение ФГУП «СРЗ-10» и поэтому Северный флот никакого отношения к случившемуся не имеет. А саму «прилегшую» лодку можно наблюдать с развилки дорог Полярный - Снежногорск.

Илья КУРГАНОВ