Корабельная сторона
Номер от 5 августа 2002 г.

Тайна Мироновой горы
В Северодвинске начались работы по ликвидации хранилища твердых радиоактивных отходов

Хранилище твердых радиоактивных отходов (ТРО) на Мироновой горе уже много лет притягивает к себе внимание не только природоохранных организаций, но и большей части населения Северодвинска. И понятно почему: ведь рядом находятся дачи северодвинцев, да и река Солза - один из основных поставщиков города питьевой воды. Что же сегодня происходит здесь?

В сентябре 1957-го, когда на стапелях Севмашпредприятия готовилась к спуску на воду первая отечественная атомная подлодка «Ленинский комсомол», в 12-ти километрах к юго-западу от Северодвинска началось строительство могильника. Расположенное на глубине шести метров хранилище было выполнено по всем правилам инженерной мысли. И железобетонные перегородки, одновременно выполняющие функцию биологической защиты, и водоотводные каналы и лотки - все это, казалось, надежно защищало могильник от попадания внутрь влаги. И все-таки, по мнению специалистов Севмаша, хранилище было принято в эксплуатацию недостроенным: отсутствовали санпропускник, котельная, дренажная система... Почему это произошло? - вопрос риторический. Просто в те времена отсутствовал механизм прогнозирования последствий утечки радионуклидов, да и «его величество атом» еще не был досконально изучен. Не будем забывать и жесткие нравы того времени: приказано - выполни.

Контрольное вскрытие

Уже к осени 1968 года могильник, куда помимо отходов с атомных подлодок загружались и отработанные радиоактивные источники от гаммадефектоскопов, был заполнен «под завязку». Именно тогда на Севмаше «списали с баланса предприятия» хранилище, хотя его эпизодическая дозагрузка продолжалась до конца 70-х. Списали и забыли. На время...

В начале 90-х в рамках экологической экспедиции «Невскгеологии» при контрольном вскрытии было обнаружено, что могильник заполнен водой. В условиях сухого хранения такое считалось недопустимым: раз вода смогла найти дорогу внутрь, значит, уже «загрязненная», она могла выйти и обратно. Под нажимом контролирующих организаций Севмаш в 1992 году принял «Миронову гору» на инвентарный учет.

Проведенные в 1994 г. комплексные исследования показали, что «стены и верхние перекрытия хранилища не разрушены, но фильтруют атмосферные осадки и окружающую грунтовую воду». Спустя три года ученые НИИ промышленной и морской медицины выявили, что «несмотря на возможное нарушение герметичности хранилища, тенденция к ухудшению радиационной обстановки в районе хранилища и на его территории отсутствует в течение более 20 лет».

Значит, все так хорошо, и бить тревогу преждевременно?

Сценарии, прогнозы...

Специалистами ВНИПИЕТ, института, специализирующегося в решении проблем ядерной безопасности, были составлены два гипотетических сценария развития событий, когда и стены, и днище могильника свободно фильтруют воду, а все защитные оболочки теряют герметичность. Это значит, что начнется миграция радионуклидов из хранилища.

По первому сценарию, радионуклиды направляются по водоносному горизонту в сторону насосной станции на реке Солзе. В этом случае с учетом сопротивления грунтов и разницы абсолютных отметок уровней грунтовых вод, а также скорости фильтрации цезия-137, «грязь» останется вблизи хранилища и до Солзы не дойдет.

По второму сценарию, радионуклиды попадают в строительный котлован, что возле могильника, а оттуда через ручей - прямо в гидрографическую сеть района. При таком развитии событий превышающая норма радиоактивности появится в котловане лишь через тридцать лет.

Но прогнозы прогнозами, а проблему все-таки нужно решать.

«Зеленая лужайка»

Одной из мер, предпринятых на Севмаше, стал договор с ВНИПИЭТ, по которому институт разработал четыре варианта технических решений. Наряду с консервацией (как с выгрузкой ТРО, так и без оной) и восстановлением хранилища была предложена и полная ликвидация могильника с дезактивацией прилегающего района. Последний вариант, получивший название «Зеленая лужайка», и был принят Севмашем как руководство к действию.

Головной организацией, реализующей проект, стал ГСПИ, техническим исполнителем - НПО «Радон», имеющий богатый опыт в «озеленении лужаек». В свое время, кстати, специалисты «Радона» помогали нашей «Звездочке» утилизировать жидкие радиоактивные отходы и делали это не без успеха. Было разработано техзадание, оформлен санитарный паспорт на хранение отходов, решение о ликвидации согласовано с местными властями и контролирующими организациями. Приезжали и изыскатели из ГСПИ, которые серией замеров определили ареал распространения радионуклидов от стенок могильника.

Однако, как это часто бывает, финансирование проекта затормозилось. Как следствие, трехэтапная, запланированная на 1999-2000 годы ликвидация хранилища, не реализована до сих пор.

И только в последнее время начались подвижки. Сегодня на Мироновой горе ведутся подготовительные работы по ликвидации могильника: берутся пробы воды и грунта на прилегающей территории, изучается радиационная обстановка внутри хранилища. Не забыт и обслуживающий персонал, за здоровьем которого ведется пристальное медицинское наблюдение. Но самое главное, как считают специалисты Севмаша, радиационная безопасность в районе могильника находится под полным контролем и не должна вызывать у горожан излишних волнений.

Александр КОНСТАНТИНОВ