Корабельная сторона
Номер от 29 июля 2002 г.

Без права на ошибку
Бывшему заместителю директора Севмаша по качеству Виктору Хвалынскому исполняется 75 лет

В преддверии приближающегося юбилея он, оглядываясь на прожитые годы, делит свою жизнь как бы на два периода, хотя это и непросто. Первый - готовился к работе, второй - работал, а вернее - работал и готовился.

Есть еще часть жизни, после выхода на пенсию, но это уже не та жизнь. Это, как говорят представители ставшей ему родной профессии - летчики-истребители, разбор полетов, или осмысливание того, что предшествовало времени, которое называют «заслуженным отдыхом».

Родился Виктор Николаевич Хвалынский 31 июля 1927 года на Вологодчине, которая стала родиной многих строителей завода N 402 и корабелов Севмашпредприятия. Из этой сухопутной области тысячи крестьян тянулись на великую стройку Беломорья в тридцатые годы, а позже туда же убегала молодежь, желающая строить корабли. Среди тех ребят был и Виктор, покинувший малую родину в тяжелые военные годы, но никогда не забывающий ее.

Не окончив среднюю школу, после 9-го класса он был вынужден ускорить путь к самостоятельной жизни и уехал в незнакомый Молотовск. К этому он основательно готовился, принося родителям-педагогам в табеле успеваемости, изготовленном на серой бумаге производства военных лет, только одни «пятерки».

В 1944 году поступил в Молотовский политехникум и окончил его на «отлично». Других оценок он тогда не знал.

Судьба улыбнулась ему. Выпускника техникума направили на судостроительный завод №402, в доках которого строились эскадренные миноносцы проекта ЗО-бис, помощником строителя корабля, а главным строителем на заводе был морской инженер «от бога» Константин Николаевич Кулигин. Он и сделал самое главное в жизни молодого специалиста - «влюбил» его в судостроение.

Но снова вмешался случай: при оформлении одного из специалистов в отдел технического контроля (ОТК) в приказ была ошибочно вписана фамилия и Виктора Николаевича, и остался он работником этой службы до последних дней работы на Севмашпредприятии.

Работал и учился, учился и работал. Благо что работы было много и трудной, и интересной, а учиться было у кого: начальником ОТК работал известный мастер своего дела и человек большой ответственности Иван Иванович Тищенко. Заодно учился в Ленинградском кораблестроительном институте, который блестяще окончил, учился у инженеров ОТК. Заводом в это время руководил специалист, у которого также можно было учиться и инженерному делу, и отношениям к простому рабочему и к молодому специалисту, Евгений Павлович Егоров.

Работа в ОТК требовала и знаний, и ответственности, аккуратности и неторопливости. Что-то из этого дано было ему от природы, что-то приобретено уже на заводе, но было и то, что отличало его от других и стало его внутренним законом в работе. То было правило: «не имею права на ошибку». В разное время и по-разному это же он стремился внушать и работникам ОТК - за ошибки приходилось жестоко расплачиваться.

В конце пятидесятых годов завод выполнял экспортный заказ, работая в качестве субподрядчика у Ленинградского металлического завода. Делали литье для завалочных машин, строящегося в Индии Бхилайского металлургического комбината. Заказ выполнили вовремя, отправили заказчику и получили в ответ восемь рекламационных актов о несоответствии размеров.

Исправить размеры можно было только наплавкой металла, но оказалось, что наплавка и заделка дефектов таким способом запрещались техническими условиями. Напрашивался вывод: заменить литье, а это означало огромные убытки и срыв сроков экспортного заказа.

Съездивший на металлический завод представитель предприятия вернулся, подписав акты, с чем никак не мог согласиться директор Севмаша Е.Егоров. Подумали и решили защищать честь предприятия, направив к получателю литья начальника технического бюро ОТК В. Хвалынского, уже известного своей дотошностью и настойчивостью.

Совместно со старшим технологом сталелитейного цеха В. Дроздовым, несмотря на препятствия со стороны работников Ленинградского завода, Виктор Николаевич разобрался в сути дела, нашел ошибки работников ОТК при проверке размеров изделия и величин допусков, и акт приемки работ они подписали. Это было одно из первых поручений В. Хвалынскому, которое он блестяще выполнил, показав инженерную смекалку. Такое случалось еще не раз.

Как-то при проверке одной из подводных лодок проекта 627а, которая готовилась уходить в море, в регуляторах уровня конденсата была обнаружена чугунная дробь. Случай невероятный! Изготовитель прибора заявил, что у них на заводе это случиться не могло, так как там дробь отсутствует вообще. Обвинили предприятие, и кое-кто уже решился подписывать акт, но дотошный Хвалынский уговорил не торопиться и проверить конденсаторы еще раз. Приехавшие на наш завод представители Кировского завода уже внедряли легенду о том, как чугунная дробь Севмашпредприятия попала в конденсатор.

- Нет! - твердил Хвалынский. - Дробь может быть только Кировского завода.

Так все и получилось. В присутствии адмирала В. Касатонова вскрыли корпус коллектора и обнаружили там злополучную дробь. Оказалось, что на Кировском заводе приваривали коллектор до проведения дробеструйной обработки поверхностей.

Он никогда не забывал и о том, что оставит после себя, чтобы жизнь продолжалась. Вместе с женой, матерью его детей, Валентиной Ивановной Хвалынской, которая отдала тому же корабельному делу всю свою жизнь, а в трудные военные годы 15-летней девчонкой была награждена знаком «Отличник судостроительной промышленности», они воспитали двоих детей. Детей, которыми можно гордиться: сын Сергей - полковник авиации, летчик-истребитель, дочь Ольга - преподаватель иностранного языка в медицинском колледже. И когда Виктор Николаевич делает разбор своего многолетнего полета, он знает, что «полет» продолжается. У детей есть внуки, у внуков будут дети. А он еще не один раз в сухопутном Липином бору на Вологодчине как председатель Вологодского морского собрания, организованного им и его земляками-корабелами и моряками, поднимет Андреевский флаг в день ВМФ России, а в Северодвинске, которому посвятил всю свою трудовую жизнь, откроет очередное заседание клуба «Корабел». Он президент этого клуба.

Виктор ПЕТРУШИН