Корабельная сторона
Номер от 16 июля 2002 г.

С кем съел я пуд соли
О людях СПО «Арктика» рассказано очень мало, о них еще много предстоит рассказать

Ксожалению, понимаю, что о всех, пожалуй, возможности рассказать и не будет. Но очень хотел бы вспомнить сегодня Анатолия Николаевича Матвеева и Семена Алексеевича Белых.

Матвеев Анатолий Николаевич

Именно его я сменил в должности заместителя главного инженера предприятия «ЭРА» в 1966 году. Анатолий Николаевич был участником Великой Отечественной. Однажды на фронте его тяжело контузило, но, глядя на него, никто и никогда не подумал бы, что этого человека преследует недуг - настолько он выглядел крепким, выносливым, мужественным. Казалось, износу не будет его организму. До прихода на высокую должность Анатолий Николаевич проявил себя великолепным специалистом в таком очень сложном в 50-е годы направлении, как радиолокация. Он справлялся с самыми сложными и трудоемкими заданиями, выполнял их на удивление качественно и всегда в срок, успевая еще и помочь товарищам.

Когда ушел из предприятия первый заместитель главного инженера С.Г.Степанов, я еще только осваивал новую для себя должность начальника участка по спецтехнике. Помнится, меня очень неожиданно разыскал директор М.Г.Кромский и спросил, успел ли я познакомиться со всеми настройщиками? А затем попросил назвать имя самого ответственного и квалифицированного. Я назвал две или три фамилии, правда, особо выделив именно Анатолия Николаевича. Директор уехал и вечером попросил прислать Матвеева к нему. А еще через несколько дней я уже читал приказ о назначении Матвеева А.Н. исполняющим обязанности заместителя главного инженера предприятия.

Главк не сразу утвердил Анатолия Николаевича. Сверху требовали на эту должность человека с высшим образованием. Однако Кромский умел убеждать и в конце концов добился своего.

Работать с Анатолием Николаевичем, как говорится, было одно удовольствие. Можно сказать, он никогда «не строил из себя большого начальника», если случалось, был недоволен результатами или полученной информацией, предпочитал не читать нотации, а приехать на место и самому разобраться, в чем же причина.

Несколько лет мы вместе с ним «ели пуд соли», занимаясь организацией первого и единственного в отрасли цеха по ремонту, регулировке и сдаче корабельной электроники. Это еще больше сблизило нас.

В быту со своими подчиненными он был очень прост. Мы с ним соседствовали, дружили семьями, иногда проводили вместе праздники, отмечали дни рождения. Анатолий Николаевич всегда был душой компании, читал стихи, пел.

Давний недуг взял свое неожиданно. Поначалу нам, его друзьям, показалось, что он начал терять интерес к работе, что ли, и грешили на то, что административные обязанности становятся ему в тягость, о чем он иногда действительно говорил близким. Но затем все выяснилось, Анатолий Николаевич обратился к врачам, и те, после тщательного обследования отправили его в Москву. Там поставили страшный диагноз - опухоль мозжечка как следствие тяжелой контузии на войне. Его решили оперировать, но во время операции в январе 1967-го Анатолий Николаевич скончался.

Семен Алексеевич Белых

Он длительное время работал начальником ОТК нашего предприятия, и я довольно часто контактировал с ним по своим служебным обязанностям. Это был интересный, я бы даже сказал, оригинальный человек. Но, прежде всего, хочу подчеркнуть его необычайную скромность, честность и безотказность в работе. Некоторым руководителям он демонстрировал собой пример полного использования ненормированного рабочего дня: на приемке его можно было застать в любое время суток. Если случались конфликтные ситуации, он проявлял и настойчивость, и принципиальность, сохраняя при этом безупречно вежливый тон. Вообще, я не помню, чтобы Семен Алексеевич когда-либо разговаривал на повышенных тонах, как не помню случая, чтобы ему кто-то выражал свои претензии.

Его порядочность проявлялась и в шахматных состязаниях, мы с ним часто встречались за шахматной доской, снимая стрессы трудового дня. Даже при явном собственном «зевке» он никогда не просил «вернуть ход», зато при грубой ошибке соперника мог с усмешкой посмотреть ему в глаза и переспросить: «Ваше решение окончательное?»

Несомненным качеством Семена Алексеевича являлось отменное здоровье. Будучи значительно старше многих своих коллег, в том числе и меня, он часто показывал нам примеры физической выносливости, крепкой памяти и несокрушимого оптимизма. Он прожил больше 90 лет, и до конца своих дней ходил в демисезонном пальто и без шарфа, когда на улице трещали сильнейшие морозы. Впервые я услышал от него жалобу на самочувствие в день, когда мы отмечали его 90-летие.

Илья БЕЛАКОВСКИЙ, ветеран, бывший заместитель главного инженера СПО «Арктика»