Корабельная сторона
Номер от 16 июля 2002 г.

Стоимость звездочек
«Восстановить доверие военных к государству - вот главная задача», - считает

бывший командующий Северным флотом Вячеслав Попов

Вступил в действие указ президента, реформирующий систему денежного довольствия военнослужащих. Бывший командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов в ходе работы комитета по обороне и безопасности Совета Федерации при обсуждении этого документа не только эмоционально, но и достаточно аргументированно защищал интересы военных.

-Вячеслав Алексеевич, вы можете прокомментировать недавно вышедшие закон и указ президента, направленные на повышение денежного довольствия военных. Что, на ваш взгляд, удалось сделать?

- Конечно, вы должны понимать, не бывает совершенных законов. И у этого есть недостатки. Но очень важно было «запустить» этот закон, его так долго ждали в войсках. Будем смотреть на вещи реально, за 2-3 года вряд ли серьезно улучшится социальное положение военных, но процесс наберет обороты и дальше пойдет легче. Реформе денежного довольствия, образно говоря, дали ход. Сделан только первый шаг. Да, может быть, не все удалось, но это компромисс между правительством, законодателями и военными, в котором многие наши предложения были учтены.

На сегодняшний день главная задача, на мой взгляд, - восстановить доверие людей в погонах к государству. Нам всем хочется все и сразу, но так не бывает. Это, повторюсь, только первый шаг. И я знаю точно, что шаги будут и дальше в этом направлении.

- А почему так неравномерно подняли зарплату: младшим офицерам - один уровень, старшим - другой, а высшим - третий?

- Главной задачей было поднять зарплату младшим офицерам. Ведь они даже жениться не могут из-за того, что семью им содержать нельзя (около 50 проценитов младших офицеров в армии не женаты. - Прим. авт.). Да, старшим высшим офицерам пока прибавка меньше. Удалось отстоять и то, что квалификационные разряды военных относительно государственных служащих выше на две ступени. И это тоже шаг вперед. Кроме того, вопрос о ежегодной индексации денежного довольствия в зависимости от уровня инфляции решен с учетом нашего мнения. Теперь правительство ежегодно будет индексировать зарплату.

- Но рост инфляции всегда будет опережать темпы роста зарплаты.

- Да, это так. Этот вопрос не может не беспокоить. Но согласитесь, что все равно уровень экономической стабилизации государства повышается. Однако страна пока не может позволить себе большего.

- Вы недавно приехали из Мурманска. Каково отношение военных к вышедшим законам?

- Неоднозначное. До этого работали мы с членами комитета по обороне и безопасности Совета Федерации в Рязанской области, где состоялся «круглый стол» по проблемам социальной защиты военнослужащих и членов их семей. Эти мероприятия преследовали две цели: первая - изучить проблемы военных на местах, а вторая - разъяснить основные положения этого документа.

- Самый болезненный вопрос после реформирования денежного довольствия людей в погонах - это решение жилищной проблемы. Сотни тысяч кадровых военных и членов их семей не имеют нормальной крыши над головой. Ведь об этом знают президент и правительство, но подвижек нет. Эта проблема когда-нибудь будет решена?

- Вы не правы. Вопрос решается. Просто, например, хорошая идея с государственными жилищными сертификатами провалилась потому, что не была подкреплена финансово. Еще четыре года назад строители отказывались брать их. Но вот на днях я помогал офицеру, приехавшему с Северного флота с таким сертификатом, найти квартиру. Положение изменилось. Этот сертификат готовы взять в любой фирме, потому что за ним реальные деньги, которые государство гарантированно выплатит.

Вы знаете, что президент России назвал жилищную проблему самой острой проблемой социального плана, проблемой № 1. И средства для ее решения планируют. Думаю, что она рано или поздно будет снята, уверен в этом.

- Вы недавно были на Северном флоте. Как укомплектован сейчас флот офицерским составом?

- В среднем на 90 процентов, чуть меньше, на 80 процентов, младшим офицерским составом. А в частях и подразделениях постоянной готовности имеется 100 процентов офицеров, мичманов и матросов.

- Но ведь раньше были соединения, потом перешли на части, сейчас говорим о подразделениях постоянной готовности. Каково их реальное состояние?

- Да, вы правы, у нас сначала были соединения, потом части, сейчас батальонные тактические группы. Но они есть, и готовность у них не сутки, а часы. У них высокий уровень подготовки, который позволяет решать поставленные задачи в нынешних реалиях.

Я был в Ленинградском военном округе. Командующий войсками округа предъявляет очень высокие требования к частям и подразделениям постоянной боевой готовности. Батальонная тактическая группа Северного флота буквально за часы сейчас может выйти в район предназначения. Каждый командир там знает, что за состояние подразделения постоянной боевой готовности он отвечает головой. Есть и корабельная группировка. Она, может быть, меньше, чем в прошлые годы, но она есть и готова выполнить поставленные задачи.

- С чего, с вашей точки зрения, необходимо начинать военную реформу?

- Военную реформу необходимо начинать с узловых элементов, что сейчас, на мой взгляд, и делается. Поднять статус и уровень материального обеспечения военнослужащего. Реформа идет. Пусть не так быстро, но тут спешка и не нужна. Необходимы взвешенные и продуманные шаги.

Салават СУЛЕЙМАНОВ, «НВО»