Корабельная сторона
Номер от 8 июля 2002 г.

Ледокол готовь летом
Сенаторы обеспокоены судьбой морских портов . В Архангельске прошло выездное заседание комиссии Совета Федерации по естественным монополиям.

В городе на Северной Двине сенаторы рассмотрели вопрос законодательного обеспечения деятельности морских портов Российской Федерации. Чтобы «войти в тему», делегация побывала в грузовом районе Экономия Архангельского морского торгового порта. Позднее в администрации области она выслушала выступления генерального директора ОАО «Архморпорт» Сергея Кравченко и исполняющего обязанности руководителя департамента производственной деятельности Минтранса РФ Вячеслава Гаврилова.

Выступление первого свелось к тому, что без полной загрузки мощностей порта ему трудно выкарабкаться из той экономической ямы, в которую угодил за годы перестройки. Грузооборот сейчас составляет четверть от объема 90-х годов. Отсюда все сложности: низкая зарплата, отсутствие инвестиций для модернизации производства.

- Надо в конце концов определиться, - заявил Сергей Кравченко,- нужна или нет старейшая морская гавань - позиция федеральных структур никак не просматривается, хотя решение должно быть найдено в рамках государственной политики в отношении районов Крайнего Севера.

Выступивший следом представитель Минтранса Вячеслав Гаврилов успокоил: порт важен и нужен, только надо разобраться, почему он самый дорогой в России и как его сделать более привлекательным для клиентуры. Затем он сообщил, что Минтрансом вырабатывается общая стратегия реорганизации морских портов. Предполагается все портовое имущество, не подлежащее приватизации, передать вновь создаваемому государственному предприятию «Росморпорт». Оно будет собирать портовые сборы, поддерживать в надлежащем состоянии все имущество и выстраивать отношения с морскими администрациями портов, которым отойдут надзорные функции за порядком на акватории, соблюдением правил мореплавания. Предпринимательской деятельностью этим службам заниматься будет запрещено. Эти и другие нормы занесены в проект федерального закона, который, по словам Вячеслава Гаврилова, должен в августе попасть в правительство, а осенью в Госдуму. Но время внести поправки, хоть и ограниченное, но еще есть. И они, скорее всего, появятся, прежде всего касающиеся ледокольного флота. По замыслу Минтранса, ледоколы должны находиться в едином кулаке. И таким «кулаком» в северном бассейне определено Северное морское пароходство.

Но в своем выступлении генеральный директор «Севернефтепродукта» Владимир Иванченко тут же дал «отлуп», заявив, что государственную собственность глупо передавать в частные руки - теряется принцип равноудаленности и публичности ее использования, частнику своя рубашка ближе к телу. И привел пример минувшей навигации, когда в горле Белого моря мощные торосы преградили путь транспортам.

- Скопилась очередь из полутора десятков судов, - рассказывает Иванченко,- в том числе ждали проводки и наши четыре танкера. В конце концов, на помощь пришел атомоход «Россия». Думаете, кого он повел первым через льды? Танкер, стоявший в очереди последним!

Почему? Потому что танкер принадлежал компании «ЛУКойл», атомоход, по сути дела, тоже, потому что он отдан в доверительное управление Мурманскому пароходству, контрольным пакетом акций которого владеет нефтяная компания.

Рассказанный эпизод подействовал на губернатора Анатолия Ефремова, который тут же среагировал: «Не допустим передачи ледоколов частным компаниям, чтобы потом в трудную минуту кланяться им в пояс, вымаливая помощь». Реплики членов комиссии, сидящих в президиуме, показывали, что позиция Минтранса их не устраивает.

Так, сенатор Леонид Рокецкий долго допытывался у портовиков, судо- и грузовладельцев, насколько завышены тарифы на ледокольную проводку. И когда начальник морской администрации порта Анатолий Банников сообщил, что за минувшую зимнюю навигацию сборы составили 77 миллионов рублей, а расходы на проводку - 88 миллионов, то удивленно воскликнул: «Выходит, не урезать надо, а повышать». Член СФ Юрий Сивков считает, что нужно законодательно затвердить создание фонда поддержки морских портов.

- Тут видятся два основных источника: централизованные отчисления портовых сборов и федеральный бюджет. Кроме того, стоит на втором этапе модификации железнодорожных тарифов предусмотреть приоритетность морских портов.

Итогом заседания стали рекомендации, выработанные совместно портовиками, членами комиссии, специалистами администрации области. Решено, что Совет Федерации активно подключится к разработке законопроекта о поддержке морских портов России. Кроме того, в федеральном бюджете планируется записать отдельной строкой выделение средств на обеспечение деятельности стратегически важных отечественных портов, в т.ч. Архангельского. Деньги пойдут на дноуглубительные работы и ледокольную проводку судов. Сам законопроект может быть подготовлен уже на следующий год; пока его разработкой не слишком активно занимался Минтранс России. Представители области в СФ Михаил Коробейников и Юрий Сивков вошли в комиссию по естественным монополиям, а в рабочую группу по разработке законопроекта включены представители порта, морской администрации и обладминистрации. Приняв проект постановления за основу, детали его сенаторы поехали «шлифовать» на Соловки.

Алексей ГУНДОРОВ