Корабельная сторона
Номер от 8 июля 2002 г.

«Мертвые души»
Налоговики начинают чистку государственного реестра предприятий

«Все предприятия и фирмы, зарегистрированные до 1 июля 2002 года, обязаны подать о себе сведения в налоговые органы», - сообщила на пресс-конференции исполняющая обязанности руководителя ИМНС по Архангельской области Наталья Уланова.

Таковы требования вступившего в силу федерального закона. На подачу документов отводится шесть месяцев. Организации, не прошедшие процедуру регистрации, будут ликвидироваться. Правда, ликвидация будет осуществляться не по усмотрению фискальных органов, а только по суду. Налоговики не скрывают: чистка государственного реестра от «мертвых душ» - это одна из причин появления нового закона. В базу данных ИМНС по Архангельской области занесено около двадцати тысяч юридических лиц. Больше девяти тысяч из них не подают «признаков жизни», 820 сдают нулевые балансы. Получается, что половина предприятий только числится на бумаге, не платя никаких налогов. А сведения о них собираются, передаются по инстанциям - пустая работа. Так что точное знание числа реальных налогоплательщиков - процедура полезная и нужная.

В новом документе, по мнению налоговиков, вновь заложена потенциальная возможность накопления «мертвых душ». Сейчас провозглашен заявительный принцип регистрации юридических лиц. Нужно лишь собрать необходимый пакет документов и передать его в налоговые органы, задача которых - за пять дней оформить. Проверять достоверность сведений, представленных учредителями, инспекторы не имеют права. А уж если позднее выявится ошибка, умышленная или несознательная, то разбираться с предпринимателем придется в суде. Процедура затяжная, говорят сами налоговики. Но, с другой стороны, почему предприниматели должны заботиться о спокойствии мытарей?

Наталья Уланова признала также, что не все механизмы реализации закона до конца продуманы. Предприниматели уже сталкиваются с несовершенством правового документа. Такой пример. Раньше регистрировала предприятия и ставила последнюю точку при их ликвидации регистрационная палата мэрии. По новому закону эта функция отошла налоговым органам. Но сейчас получилось так, что мэрия уже не берет документы ликвидируемых предприятий, причем даже тех, которые прошли всю процедуру - осталось только вычеркнуть их из государственного реестра. Налоговики тоже открещиваются, утверждая, что не имеют права решать судьбу таких организаций, дескать, шесть месяцев, отведенных на перерегистрацию действующих предприятий, заниматься этой процедурой должны регистрационные палаты. В итоге предприниматели бесполезно мечутся между чиновничьими кабинетами.

Алексей ГУНДОРОВ