Корабельная сторона
Номер от 17 июня 2002 г.

Кровь поможет разгадать тайну
В Онеге побывал представитель Республиканского центра судмедэкспертизы доктор медицинских наук профессор Виктор Звягин. Цель его приезда - взять кровь у родственников легендарного капитана Кучина, погибшего в 1913 году во время рейса в Арктику.

ПРЕДЫСТОРИЯ такова. В начале мая 1912 года 23-летний Александр Кучин встретился с полярным исследователем Владимиром Русановым, и они договорились собрать команду для исследования Северного морского пути. Поход в Арктику требовал надежного судна. Поэтому Русанов и Кучин вместе отправились на его поиски в Норвегию. Побывав на многих верфях, выбор свой остановили на «Геркулесе», построенном в 1908 году для зверобойного промысла во льдах.

Многие современники не советовали пускаться в опасное плавание на таком небольшом суденышке, мощность мотора у которого была всего 14 лошадиных сил. Тем не менее 26 июня 1912 года «Геркулес» ушел из Архангельска, взяв курс на Шпицберген. Здесь экипаж по заказу крупных промышленников провел разведку угольных месторождений, океанологические работы у западного побережья. Отсюда три члена команды, не выдержав скитальческой жизни, вернулись через Норвегию в Россию. Остальные одиннадцать во главе с Владимиром Русановым и Александром Кучиным отправились к Маточкину Шару на Новой Земле. Здесь в становище Владимир Александрович оставил коротенькую записку: « …Если погибнет судно, направлюсь к ближайшим по пути островам: Уединения, Новосибирским, Врангеля. Запасов на год. Все здоровы. Русанов».

Это была последняя весточка. Что произошло дальше – неизвестно. Посланные на поиск спасательные команды вернулись ни с чем. Через три года специально созданная комиссия официально констатировала: «Надежды никакой уже иметь нельзя».

…Уже после революции, в 1934 году, в архипелаге Мона у западного побережья Таймыра был обнаружен покосившийся столб с вырезанной надписью: «Геркулесъ, 1913 г.», чуть позже были обнаружены некоторые вещи участников экспедиции: патроны, фотоаппарат, буссоль, альтиметр, документы двух матросов – В.Г. Попова и А.С. Чухчина, обрывок рукописи Русанова. Исследователи склоняются к тому, что 1913 год в районе архипелага Мона был аномально ледовитым, поэтому судно не смогло вырваться из ледового плена. Экипаж, оставив корабль, двинулся на юг, в сторону Енисейского залива, надеясь встретить людей. Увы…

Два года назад поисковики из Орла, занимающиеся историей походов Владимира Русанова, выходца из этого старинного города, на полуострове Таймыр нашли захоронение. В нем обнаружили два трупа в морской форме. Эксперты Республиканского центра, проведя экспертизу, предположили, что останки одного из них – это прах капитана «Геркулеса». Так ли это, покажут пробы крови, взятые у родственников Кучина.

Алексей ГУНДОРОВ