Корабельная сторона
Номер от 17 июня 2002 г.

Амурский завод без перспектив
Глава «Россудостроения» Владимир Поспелов намерен лишить дальневосточных кораблестроителей выгодного экспортного заказа

ЕЧЬ о заказе Китая на строительство в России дизельных подлодок проекта 636 («Амур») на общую сумму около 1,6 млрд долларов. Как ранее сообщалось, «Россудостроение» уже определило главных исполнителей этого перспективного и выгодного заказа, а также и долю каждого участника в нем. Напомним, «Адмиралтейским верфям» (Санкт-Петербург) тогда «выделили» 5 лодок, Амурскому судостроительному заводу в Комсомольске-на-Амуре - две, а еще одну - нижегородскому предприятию «Красное Сормово».

Теперь же, если верить автору статьи в «Novaya gazeta. Ru», коллегия Российского судостроительного агентства попыталась распределить заказ по-новому. Цитируем: «Уже после того, как 3 мая «Рособоронэкспорт» подписал с китайской стороной контракт и заключил соглашения с исполнителями заказов, включая Амурский судостроительный, генеральный директор «Россудостроения» поднял на коллегии агентства

4 июня вопрос о перераспределении заказа. Предложение состояло в том, чтобы передать постройку двух подлодок от Амурского судостроительного завода северодвинскому Севмашпредприятию. Для придания предложению общенационального звучания этот ход мотивировался тем, что СМП надо поддержать, поскольку в России только оно строит атомные подлодки, но ему не хватает денег на их строительство. Идея не выдерживает критики по той простой причине, что постройка АПК - это оборонный заказ, и его финансирование - забота государства, а не предприятия-исполнителя. Но «гражданский пафос» В. Поспелова произвел впечатление на членов коллегии, и, хотя голосование было неоднозначным, предложение о перераспределении заказа было поддержано большинством»...

Тут же автор намеренно «усиливает» свою позицию, мягко говоря, скандальными высказываниями о якобы сильном лобби северодвинцев «во властных структурах». «Сегодняшний глава «Россудостроения», пришедшего на смену Минсудпрому, выходец из Северодвинска, - пишет он. - Ему-то и принадлежит главная роль в играх вокруг распределения заказов между кораблестроителями». И добавляет: «Это вполне понятно: промышленные группы Северодвинска после упразднения Минсудпрома провели В. Поспелова в «Россудостроение» как своего ставленника».

Что за «промышленные группы Северодвинска» имеются в виду, Виктор Николаев оставляет за рамками статьи и начинает новый критический заход, не лишенный патетики: «Бескорыстен ли В.Поспелов в своей поддержке земляков - вопрос, требующий изучения. Однако сейчас важнее поставить другой вопрос: вправе ли чиновник федерального масштаба сводить свою деятельность к защите интересов отдельного города, отдельного региона, отдельного предприятия в ущерб другим? Вероятно, при таком отношении к делу полезнее было бы ограничить его активность рамками тех субъектов, по отношению к которым он испытывает чувства патриотизма или особой симпатии. А на федеральном уровне уместнее человек, мыслящий общенациональными категориями».

Здесь же для пущей убедительности сказанному автор «припоминает» о недавнем скандале, который возник из-за Владимира Поспелова, якобы организовавшего тендер на уже распределенный «Северной верфи» заказ - постройку двух эсминцев для Китая.

И последнее, по сведениям автора публикации, которые, как он заявляет, получил из дипломатических источников, «недоумение китайской стороны нарастает. А работники Амурского судостроительного завода - все 6 тысяч человек - готовы выйти на рельсы, чтобы протестовать против несправедливого решения».

Олег АНДРЕЕВ