Корабельная сторона
Номер от 10 июня 2002 г.

Оставив яркий след...
Мое знакомство с этим удивительным человеком состоялось в апреле 1963 года. Связано оно было с началом моей трудовой деятельности. В отделе кадров, бегло взглянув на новенький инженерный диплом, меня направили в главный стапельный цех, начальником которого тогда и был И. Л. Камай.

Я попросился на реакторный участок и тотчас же получил согласие: «Пойдете в южный док, найдете там Красникова Николая Александровича, я ему позвоню». В тот же день я уже был помощником мастера монтажных работ шестого участка, а первым моим заказом стала атомная подводная лодка проекта 675 с семью крылатыми ракетами.

Постепенно я узнавал биографию И.Л.Камая. На завод № 402 он приехал после окончания Ленинградского кораблестроительного института в 1941 году. Вскоре завод перешел на работу по военному графику. И ему довелось ремонтировать ледоколы, суда, доставлявшие военную продукцию и продовольствие по ленд-лизу, строить большие охотники за подводными лодками. Директором завода в то время был Сергей Александрович Боголюбов - «зубр», «огненный директор», к которому он относился с очень большим уважением.

Первой наградой И.Л.Камая стала медаль «За трудовую доблесть». Ее молодой инженер получил в 1944 году из рук легендарного Ивана Дмитриевича Папанина. Для награждения заводчан пригласили в Архангельск, в областной драматический театр. Эту медаль он ценил выше всех остальных своих наград, о чем неоднократно говорил мне в неофициальных беседах.

Израиль Лазаревич был дальновидным человеком, умел находить нестандартные решения в любой ситуации. Вспоминаю, как в декабре 1963 года мне довелось заниматься погрузкой активной зоны реактора на заказ 533. Военпред в тот раз попался дотошный, в приемке такой ответственной операции он участвовал впервые. Все заставлял делать по монтажной инструкции, которую он не прочитал заранее. По старой традиции эту операцию выполняли ночью, когда была наименьшая вероятность всяких неожиданностей.

Меня и контрольного мастера ОТК военпред буквально загонял. Время шло, кончалась ночь, а активная зона по-прежнему стояла на железнодорожной платформе. Военпред потребовал на заключительном этапе присутствия начальника цеха, ссылаясь на инструкцию. Позвонив из диспетчерской цеха Израилю Лазаревичу, я коротко обрисовал ситуацию. Он попросил передать трубку военпреду и, к моему удивлению, очень быстро его убедил. Я не слышал полностью, что говорил Камай. Уловил только его последнюю фразу: «А в дальнейшем при погрузке будет тот, кому это положено по роду деятельности». В инструкции же вскоре вместо руководителя цеха записали заместителя начальника цеха по северному или южному докам, курировавшего эту работу. Так делалось до самого окончания строительства заказов первого поколения.

Израиль Лазаревич обладал не только большими инженерными знаниями, но и отличался немалой эрудицией. В апреле 1974 года группу работников стапельного цеха наградили орденами и медалями. Был в их числе и я - в то время начальник участка главных механизмов. Израиль Лазаревич, конечно же, присутствовал на торжественном собрании во Дворце культуры имени Ленинского комсомола, всех нас тепло поздравил. А на неофициальной части вечера исполнил, ко всеобщему удивлению, несколько фортепианных пьес. Оказалось, что он самостоятельно изучил нотную грамоту и к тому времени прекрасно музицировал. Когда он в 1980 году сдал дела начальника стапельно-сдаточного производства, то за короткое время написал четырехтомную историю цеха, где много внимания уделил людским судьбам. Книга богато иллюстрирована. По моей просьбе, он охотно написал и статью «Стапельное производство - главный конвейер предприятия», которая попала в первый том книги «Флагман отрасли». Знал он и английский, значительно шире, чем со словарем.

Мы должны быть благодарны ему за то, что за долгие годы работы начальником стапельного цеха он вырастил замечательные кадры инженерно-технических работников - сдаточных механиков, инженеров управления, технологов, конструкторов, начальников участков, мастеров, нормировщиков, высококвалифицированных рабочих: сборщиков, сварщиков, монтажников и других специалистов. Многие из них ушли из жизни, и мы тоже должны их помнить.

После ухода на пенсию в цехе его никогда не забывали, приглашали на различные мероприятия, звонили домой, поздравляли с днем рождения. Совсем недавно, в день 85-летия, устроили настоящий праздник для него и его семьи. Он дожил до солидного возраста, оставив после себя большой яркий след. «Его имя достойно быть занесенным в энциклопедию «Инженеры Санкт-Петербурга», - говорили на поминальном обеде выступающие. Видимо, так и будет. Третье издание книги готовится сейчас в северной столице.

Вячеслав ЗУЕВ