Корабельная сторона
Номер от 27 мая 2002 г.

Спустя полвека
Выпускницы женской школы № 7 приехали на свой очередной сбор

В минувшую субботу ученики седьмой школы, готовившиеся к церемонии последнего школьного звонка, с недоумением смотрели на группу «тетенек», уверенно шагавших по коридорам, заглядывавших в кабинеты. И невдомек было им, что эти уже давно взрослые люди когда-то тоже учились в тех же самых классах и помнят свою школу, хотя и расстались с ней пятьдесят лет тому назад.

Для них она осталась такой же, разве что деревья по соседству подросли, да актовый зал показался небольшим. Тогда же этот зал, где они кружились под звуки очень популярного в то время вальса, казался им прямо-таки огромным.

Их было совсем немного. Еще сказывались последствия военного времени. Никаких «А» и «Б». В их школе - седьмой женской - всего один десятый класс. И еще один - в первой мужской, в котором учились тринадцать парней. Ровно в два раза меньше, чем девчонок в седьмой. Двадцать шесть плюс тринадцать - вот и все выпускники школ города, получившие аттестаты зрелости полвека назад. Ради любопытства узнаю, что в нынешнем году их должно быть 2136.

Время еще было сложным, до среднего образования добирались не все. После семилетки большинство уходили за специальностью: поступали в училища, техникумы. Заканчивающие десятилетку держали прицел только на институт. Эту дорогу выбрали и все 26 выпускниц пятьдесят второго года.

Для очень многих северодвинцев Генриетта Павловна Глухова - известный врач-зубопротезист. Я же знаю ее еще со школьных лет как Гету Голубеву. И сейчас она рассказывает о своих одноклассницах, о том, как сложилась их трудовая жизнь.

- Все, наверное, пошли по родительским стопам?

- Да нет, - возражает моя собеседница. - Марта Коробцова, Лиля Редькина и Галя Андреева уже многое знали о заводе от родителей и, поступив в технические вузы, как бы осознанно сделали свой выбор. Сама же я к окончанию школы знала только то, что поеду в Ленинград. Обзавелась справочником для поступающих в вузы. Остановилась почему-то на стоматологическом институте. Родители не препятствовали. Врачом решила стать и Нина Кулинская. Много лет она была педиатром, организовывала в нашем городе детскую кардиологическую службу. В медицине нашла призвание и Лиля Бойчук. Если у кого и не было сомнения в выборе профессии, так это у Тамары Бородиной. Томка с детства поняла свое предназначение. Постоянно возилась с животными, разводила какие-то растения. И никто не удивился, что она пошла в Тимирязевскую академию.

Несколько девчонок пошли в педагогические институты. Историки и филологи Тася Будкина, Гета Шутихина, Валя Романова работали потом в школах родного города, Галя Егорова до сих пор учит географии детей Коряжмы. Галя Виткова всегда мечтала о театре, хорошо читала стихи, занималась в драмкружке, но поступать в театральный не решилась. И стала хорошим специалистом совсем в другой сфере, окончив технологический факультет института пищевой промышленности. Нашли призвание в инженерном деле Тамара Галасьева, Диана Елисеева… Аля Смолина окончила Московский институт нефти и газа, а недавно, как редкий для наших мест специалист, оказалась востребованной в Архангельске. Читает лекции в АГТУ.

В этот раз на традиционную встречу их собиралось всего одиннадцать. Но разговорам все равно не было конца. За праздничным столом перебирали в памяти эпизоды далеких лет, рассматривали чудом сохранившиеся любительские снимки. Вспомнили добрым словом и классного руководителя Елену Ефграфовну Сергееву, строгую, но справедливую директрису Марию Николаевну Соловьеву и других своих наставников. Конечно же, все помнят и «физкультурника» Фрола Никитича Криворотова, самого молодого преподавателя, который на школьных вечерах нередко выполнял роль кавалера. Ребят, приходивших из первой школы было все же маловато. Фрол Никитич был желанным гостем и на нынешней встрече.

Кроме школы, участницы традиционного сбора побывали на экскурсии в краеведческом музее, прошлись по «старому» городу, по улицам их юности.

Александр БУРЛОВ