Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Суббота, 23 ноября 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 27 мая 2002 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 27 мая 2002 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Оставили немцы нам «Красный Октябрь»

Версия для печатиОтправить статью другу
Порой самые скромные снимки становятся единственными свидетельствами событий ушедшего века, и потому им нет цены

В самом начале прошлого века голландские литейщики и металлисты по заказу товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства изготовили стальные конструкции для будущих ворот корабельного дока, который строился на севере далекой России. Участок для его строительства выбрали в самом широком месте таежной реки Лаи, там, где ее воды сливаются с двинскими.

Собственно, с этих ворот все и началось - сам док и возникший подле него поселок, который свое название получил опять-таки от него - от Лайского дока. Для Российского Севера начала прошлого столетия док являл собой сложное гидротехническое сооружение. Тогда он удивлял своими внушительными размерами. Стены и днище его с тщательностью покрыли и вымостили лиственницей - деревом не только поразительно стойким к воздействию воды, но и приобретающим с годами особую прочность. Сюда же из промышленно развитой Европы везли лучшие паровые машины, водяные насосы и оснастку.

Строили док почти восемь лет. Первым вошел и стал в нем «Император Николай Второй» - один из наиболее крупных пароходов товарищества. 30 мая 1907-го он своим протяжным гудком возвестил о появлении на архангельском Севере нового судоремонтного завода.

К сожалению, к летописи Лайского дока историки и краеведы обратились с большим опозданием, когда множество свидетельств и документов уже оказалось бесследно утраченным, а очевидцы, современники многих примечательных событий своих воспоминаний нам не оставили. Остались лишь наиболее яркие ее страницы, хотя отыскать их стоило немалого труда.

В эти дни, когда коллектив одного из старейших судоремонтных заводов Архангельского края готовится отметить 95-летие своего предприятия, люди, немало отработавшие здесь, приносят для экспозиций будущего музея свои семейные реликвии - старинные фотоснимки. Есть возможность рассказать о трех из них.

Сегодня через Лаю переброшен автомобильный мост. Отсюда, в общем-то, и открывается главная панорама рабочего поселка. Трудно представить, какой была она в начале двадцатого века, скажем, в период Первой мировой войны. Современники описывают устье реки как место низкое, сильно заболоченное, со слабой растительностью и совершенно неприспособленное для каких-либо сельскохозяйственных работ. Снимок 1915 года подтверждает это. На втором плане его виден берег Лаи, поросший низким реденьким ивняком. Моста, естественно, не было, зато имелись мощные бревенчатые конструкции ледоломов. Ну и, конечно, мы видим главное средство передвижения по реке того времени - гребная шитая лодка...

Второй снимок относится к важному событию в истории коллектива Лайского дока. В 1923 году в Двинском устье сел на мель большой германский пароход «Веерхавен». Команда его оставила, а судовладельцы подумали, подумали да и отказались от него. Тогда аварийный пароход, который бедствовал несколько лет, сняли советские эпроновцы и привели в Лайский док. Клепаный корпус его восстанавливали, можно сказать, вручную: работали кувалдами и переносным горном. Когда же судно отремонтировали, дали ему новое название в духе постреволюционного времени - «Красный Октябрь». Под ним пароход и вошел в состав Северного государственного пароходства и еще долго ходил под советским флагом. На снимке 1927 года мы видим участников ремонта бывшего германского судна.

Главными и, пожалуй, единственными машинами в доке долгое время являлись паровые насосы, качавшие воду, а также механизмы, которые открывали и закрывали массивные стальные ворота. Имелись еще маленький электрогенератор и оборудование лесопилки. Что же касается непосредственно судоремонта, то большинство операций рабочим приходилось делать вручную.

В самом конце двадцатых на заводе появился первый кран, который «ходил» по рельсам, проложенным вокруг камеры дока. Паровой кран (он запечатлен на снимке 1930 года) был очень «скромной» грузоподъемности, но по тому времени считался все-таки большим новшеством.

Собранные в экспозиции музея эти и другие чудом сохранившиеся снимки, на наш взгляд, действительно представляют историческую ценность и любопытны для тех, кто интересуется отечественной историей.

Олег ХИМАНЫЧ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта


  




Комментарии:


Содержание номера

Спорт   Первое очко «Севмаша»  |
Происшествия   Не стреляйте белых лебедей  |
Экономика   Энергетики требуют платить за свои услуги деньгами  |
Мир   На морских широтах  |  Авария «Дельфина»  |  Русский эсминец ударит по Пакистану?  |  «Титанику» далеко до «Freedom Ship»  |  Заветное число успеха - 636  |
Северодвинск   Завеса военпреда Кагана  |  Оставили немцы нам «Красный Октябрь»  |  Главное дело Петра Витта  |  Подружились с «Адмиралом»  |  На Двине нет хода без парохода  |  Буксир «Поморье» послужит Поморью  |  Лайскому доку - 95!  |  «Агиней» готовят на воду  |  В регион пришел серьезный партнер  |
Россия   Причалы опустели - моряки, при деле  |
Общество   В помощь абитуриенту  |  Спустя полвека  |  Политиков не тянут за язык  |  Поморские НОВОСТИ  |  Центр деловых дам  |  Прибавка к стипендии  |  Когда уйдем со школьного двора  |  Презентация в Москве  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Май 2002
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com