Корабельная сторона
Номер от 27 мая 2002 г.

Заветное число успеха - 636
3 мая Россия подписала контракт с Китаем на постройку восьми дизельных подводных лодок

По мнению наблюдателей, это одна из крупнейших сделок в истории российского оружейного экспорта. Она принесет России не менее 1,5 миллиарда долларов и загрузит три верфи на несколько лет.

Тому же достанутся сладкие куски от этого валютного пирога? В России наблюдается практика, когда подрядчиков по таким крупным контрактам в сфере военно-технического сотрудничества определяет непосредственно премьер-министр. Но делает он это по представлению правительственного Российского агентства по судостроению и Министерства обороны. Известно, что Агентство возглавляется выходцем из северодвинского ГРЦАС Владимиром Поспеловым. Стало быть, вполне резонно допустить, что какую-то часть заказа возьмет на себя северодвинский Севмаш.

По словам источника, знакомого с ситуацией в судостроении, не исключено, что Севмашпредприятию достанутся три лодки - этот завод важно поддержать, поскольку сегодня в России только он строит атомные субмарины. В таком случае, в Питере будут строиться четыре корабля. Еще одну лодку, готовую процентов на пятьдесят, достроит «Красное Сормово». Но тогда получается, что Амурскому судостроительному заводу в Комсомольске-на-Амуре не достанется ни одного корабля.

Впрочем, по мнению большинства наблюдателей, ни одного заказа, в силу ряда субъективных причин, не достанется именно Северодвинску. А сам расклад будет выглядеть так: пять лодок будет построено на петербургском заводе «Адмиралтейские верфи», две - в Комсомольске-на-Амуре и одна - на нижегородском предприятии «Красное Сормово», входящем в группу «Объединенные машиностроительные заводы» Впрочем, подряды могут распределиться и совсем по-другому.

По словам эксперта Центра по изучению проблем разоружения при МФТИ Марата Кенжетаева, которые приводит газета «Ведомости», Россия продала Китаю уже четыре подлодки класса «Кило». Две из них, производства «Красного Сормова», были поставлены в КНР в 1997 и 1998 годах. Две другие лодки построили «Адмиралтейские верфи». Аналитик компании «Тройка Диалог» Андрей Иванов в тех же «Ведомостях» сообщает, что, по данным группы «Объединенные машиностроительные заводы», она может получить за достройку лодки в Нижнем порядка 100 млн долларов.

- Эта сделка выгодна для ОМЗ, выручку которых мы без учета лодки оцениваем в этом году в 390 миллионов долларов. Если затраты на постройку составят порядка 40 - 50 миллионов, как это говорят на ОМЗ, то прибыль компании заметно вырастет - в этом году мы ее без учета лодки оцениваем в 20 миллионов долларов, - говорит аналитик.

По оценке Константина Макиенко, эксперта Центра анализа стратегий и технологий, восемь подлодок этого класса с дальнобойными крылатыми ракетами «Клаб» могут стоить до полутора миллиардов долларов. А Марат Кенжетаев утверждает, что одна лодка такого типа стоит не менее 200 миллионов, и в таком случае сумма сделки составит около 1,6 миллиарда. В результате сделка займет третье-четвертое место среди российских контрактов на экспорт военной техники.

Наблюдатели замечают, что оружейные сделки России с Китаем традиционно не комментируются. И на этот раз о китайском контракте не стали говорить ни в «Рособоронэкспорте», ни на судостроительных заводах и у разработчика лодки - ЦКБ «Рубин». Тем более, что сама процедура деления валютного пирога очень болезненна.

Следует добавить, лодки проекта 636, оснащенные крылатыми ракетами «Клаб», будут грозным оружием. До сих пор такие лодки есть лишь у Индии. А Китаю эти лодки пригодятся для создания угрозы блокады Тайваня.

Николай СМИРНОВ