Корабельная сторона
Номер от 27 мая 2002 г.

Причалы опустели - моряки, при деле
Корабли Архангельской гидробазы отправляются в Ледовитый океан

Соломбальцы заметили: причалы Архангельской гидробазы в прошлом году впервые за много лет опустели. В арктическую навигацию 2001 все гидрографические суда оказались при деле. Не случайность ли этот положительный факт годичной давности? Где был и чем занимался флот? С этих вопросов началась наша беседа с начальником Архангельской гидробазы Б. И. Левицким.

-Хочется думать, что не случайность. Надеемся, что суда нашего гидрографического предприятия и в нынешнем году будут ходить в море, будут выполнять столь необходимую работу, а не простаивать у причала, как это было в предыдущие годы. До сих пор нам с огромным трудом удавалось ненадолго выпускать в рейс одно, максимум два судна за навигацию. И отрадно, что прошлым летом мы смогли обеспечить работой сразу три.

- Можно ли говорить сегодня о планах на нынешнюю навигацию?

Как только ледовая обстановка в Арктическом регионе даст возможность заниматься лоцмейстерскими работами, два судна уйдут на север. «Сергей Кравков» будет работать в районе, подведомственном Архангельской гидробазе. Это Карское море, Обская и Байдарацкая губа. «Павел Башмаков» выйдет в море Лаптевых. Оба теплохода будут отсутствовать в родном порту два-три месяца - все время арктической навигации.

Другие судна - «Киреев», «Смирницкий» и «Марышев», полагаем, будут сданы в аренду. Они тоже будут производить научные работы в Арктике. Флот гидробазы уже сегодня готов к плаванию. Однако беспокойство вызывает старая наболевшая проблема: практически все научные организации - это бюджетники. Как они финансируются, известно всем. Значит, работа судов начнется только по мере поступления денег, хотя переговоры с заказчиками проведены и договоры заключены.

На коллегии в Министерстве транспорта нас заверили, что Северный морской путь будет развиваться, что служба морского флота России будет всемерно помогать гидрографам, но в будущем. Действительность такова, что даже то, что запланировано по бюджету, не выполняется.

- Ваш район - западный сектор Арктики. Здесь же имеется Диксонская и Игарская гидробазы. Как вам работается вместе?

Архангельская гидробаза обслуживает огромный район от Карских ворот до мыса Челюскин. Что касается обеспечения навигационной обстановки по трассе Северного морского пути, то стыдно читать на карте - «маяк разрушен», «светящийся знак погашен», «буй отсутствует». Добавилось и белых пятен: промеры глубин и геофизические исследования в северных морях не проводились уже много лет. Когда транспорт или ледокол получат повреждения по этой причине, Арктике грозит экологическая катастрофа.

Сроки навигации в Арктике ограничены, за короткое время нам надо успеть многое. Для этого, повторюсь, нужны средства сегодня, сейчас. Крайний срок - в июне. Запоздание выхода в рейс судов сопряжено с дополнительными трудностями, с неоправданным риском. На Диксоне, кстати, своего флота нет. В Игарской гидробазе есть три судна, но они обеспечивает навигационную обстановку реки Енисей до Сопочной карги. Все остальное - наше.

Беседовал Владимир СОКОЛОВ