Корабельная сторона
Номер от 13 мая 2002 г.

Мины и бомбы «старьевщика» Игнаши
В первые годы войны соломбальцам пришлось рыть траншеи, добывать дрова

на Северной Двине и основательно переворошить заводскую свалку

Воскресным днем 22 июня 1941 года завод «Красная кузница» не работал. Сообщение о нападении фашистской Германии на нашу страну и выступление наркома В. М. Молотова по радио прозвучали как гром среди ясного неба. С того времени, я это хорошо помню, последние слова его обращения к гражданам страны - «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами», - долгое время затем подытоживали фронтовые сводки Информбюро.

скоре после выступления Молотова на «Красной кузнице» состоялось совещание руководителей завода. Речь на нем шла о том, как быстрее выполнить предписания заводского мобилизационного плана. Главными пунктами его было переоборудование или точнее сказать, - вооружение торговых и промысловых судов, которым предстояло войти в состав военных формирований.

В августе на «Красную кузницу» стали приходить подводные лодки с Северного флота, получившие различного рода повреждения. К октябрю судоремонтники «Красной кузницы» провели докование шести подводных лодок. При этом, продолжительность доковых ремонтов кораблей составляла не более 12 суток.

Работу предприятия значительно осложнили начавшиеся налеты немецкой авиации. Чтобы уменьшить риск попаданий авиабомб, было принято решение рассосредоточить стоявшие у причалов суда, а плавучий док завода перевести в район Экономии. К слову, впоследствии докование судов и кораблей там и проводилось.

Самый продолжительный налет немецких самолетов на Архангельск отмечен 24 августа. Он продолжался 5 часов 35 минут (с 20 часов 25 минут и до 2 ночи 25 августа). В результате в городе имелись значительные разрушения. Заградительный огонь не позволил самолетам врага прицельно сбросить бомбы на «Красную кузницу». При следующем налете 31 августа зенитчики вновь не позволили вражеским бомбардировщикам достичь цели. Одна из бомб, правда, упала примерно в 300 метрах от дока.

Для защиты людей на территории заводе устроили бомбоубежище, оборудовали укрытия, вырыли специальные траншеи. С наступлением темноты город и завод погружались в темноту. Действовали правила светомаскировки, за чем очень строго следили.

Из числа работающих на предприятии сначала были сформированы две роты: пулеметная и стрелковая, а позднее появились еще две роты из молодежи допризывного возраста Сформировали также и истребительный батальон. И произошло это не случайно, потому что в городе объявились диверсанты. Время от времени отмечались факты, когда неизвестные злоумышленники «сигналили во время налетов фонариками» и даже запускали осветительные ракеты в сторону Соломбалы, где находилась «Красная кузница».

Одного из диверсантов, как пишется в справке по истории завода, удалось «разоблачить». Во время постановки в плавучий док парохода «Котлин» произошла авария, и док затонул. Старшего механика плавдока Ковалева тогда признали «фашистским пособником». К слову, впоследствии, когда док подымали, на него «наскочил» другой пароход - «Эльна-2», и тогда капитана парохода тоже «разоблачили», хотели сначала расстрелять, но затем отправили в штрафную роту.

До конца первого года войны на фронт из коллектива завода ушли около тысячи рабочих и служащих. На смену им пришли женщины и подростки. В том же году коллектив предприятия был обязан в дополнение к судоремонту срочно наладить производство аэросаней для нужд Карельского фронта. С этим сложным и очень ответственным заданием соломбальцы успешно справились, до апреля 1942 года Красной Армии были переданы 215 единиц этих необычных боевых машин.

Завод производил и боеприпасы. Вся тяжесть этой работы выпала на долю молодых пятнадцати семнадцатилетних судоремонтников. К тому же, остро сказывалась нехватка материалов. В поисках металла порой приходилось ворошить груды заводского хлама. В летописи «Красной кузницы» военных лет имеется эпизод, когда подросток Игнатий Брякин, работавший мастером слесарного цеха, сумел буквально по крупицам «раздобыть» в закоулках и на свалках около 30 тонн металла, за что его в шутку прозвали «Игнашей-старьевщиком».

Нужно упомянуть несчастный случай, который имел место в марте 1942 года. Тогда на предприятии вспыхнул пожар, который уничтожил основные помещения механического цеха, где к этому моменту было уже налажено производство мин.

Но это были не единственные трудности военного времени. Электростанция, питавшая завод, не имела достаточного количества топлива, и порой подача энергии прерывалась раз 10 в сутки. Чтобы решить проблему с дровами для станции, пришлось «добывать» бросовую древесину. На «выкалывание» изо льда Северной Двины вмерзших бревен в отдельные дни уходили 130 рабочих и служащих предприятия.

Все эти трудности, одна к одной, привели к тому, что плановое задание по выпуску боеприпасов на «Красной кузнице» не было выполнено, и начальника механического цеха Иваненко сняли с работы. Но в целом с декабря 1941 года по май сорок третьего соломбальцы изготовили свыше 80 тысяч корпусов мин и около тысячи корпусов для зажигательных бомб.

Александр РЫБНИКОВ