Корабельная сторона
Номер от 13 мая 2002 г.

На всю оставшуюся жизнь
В прошлую среду, 8 мая, Северодвинск прощался с Израилем Лазаревичем Камаем, лауреатом Ленинской премии, кавалером двух орденов Ленина, Почетным гражданином города.

Его земная жизнь закончилась на восемьдесят седьмом году.

Почти полвека трудовой биографии инженера Камая связано с кораблестроением. Начиналась же она в далекие для нас тридцатые годы, когда казалось, вся молодежь страны строила и училась строить.

- Ну, что ж, и корабли, и инженеры стране тоже нужны, - сказал тогда начальник Оршинского депо помощнику машиниста Камаю, подписывая его заявление о расчете, - учись пока молод…

Своего бывшего начальника, о котором через несколько лет узнала вся страна, Израиль Лазаревич вспоминал не раз. В годы военного лихолетья Константин Сергеевич Заслонов стал одним из руководителей партизанского движения в Белоруссии, погиб в бою и был удостоен звания Героя Советского Союза.А выпускник Ленинградской «корабелки» в том памятном сорок первом попал на завод № 402, в г. Молотовск. Попал, как выяснилось впоследствии, на всю оставшуюся жизнь.Через него так или иначе прошли все корабли строящиеся на Севмаше: крейсера и эсминцы, большие охотники и самые сложные атомные подводные ракетоносцы.

За долгую трудовую жизнь Израилю Лазаревичу довелось занимать разные должности, но больше всего его помнят и знают как руководителя стапельного цеха, а потом и стапельно-сдаточного производства. Здесь особенно ярко проявились его организаторские способности, инженерный ум и талант руководителя.Авторитет его был огромен не только среди цеховых и заводских руководителей, но и среди бригадиров, рабочих. «Камай сказал…», «Камай обещал…» – эти фразы, которые не раз приходилось слышать от работающих на стапеле, воспринимались как руководство к действию и как уверенность в том, что сказанное непременно воплотится в реальность.

В цехе, которым он руководил, всегда был благодатный для общественной работы климат. И, цех славился лучшим спортивным коллективом, замечательной художественной самодеятельностью шефством над школами и детскими садами.Уже уйдя на заслуженный отдых, Израиль Лазаревич дописал книгу по истории цеха, над которой трудился несколько лет. Корабелы хорошо знают: стапельное производство это своего рода «завод в заводе». И поэтому получилось так, что несколько томов его труда рассказывают не только о цехе, но и коллективе всего предприятия.

Помню, что меня всегда поражала его огромная эрудиция. В годы, так называемого «застоя», когда Советский Союз по праву назывался самой читающей страной в мире, мне довелось с ним видеться особенно часто. При встречах в неофициальной обстановке у нас нередко заходил разговор о литературе, о роли писателя в обществе. При этом всегда удивляло знание им книжных новинок, с которыми Израиль Лазаревич знакомился, как правило, по «толстым» журналам до выхода книги в свет. И еще, запомнился его мягкий тонкий юмор, шутки, которыми он умел очень тактично разрядить напряженную обстановку, поднять настроение окружающим.

Каждый человек в своей жизни оставляет после себя большой или малый созидательный след. След, оставленный на этой земле инженером Камаем, сохранится и в кораблях, построенных с его участием, и в людской памяти.

Александр БУРЛОВ