Корабельная сторона
Номер от 5 мая 2002 г.

Пушки для мыса Желания
Их доставили на Новую Землю моряки парохода «Андре Марти»

В мае 1943 года я получил назначение машинистом на пароход «Андре Марти». Этот пароход, построенный еще в 1918 году англичанами, пришел из Исландии с грузами ленд-лиза одним из последних одиночных рейсов сорок второго года.

По меркам того времени судно считалось крупного водоизмещения - 3.200 тонн - и обладало скоростью в 9,3 узла, тогда как большинство пароходов, идущих в конвое, с трудом выжимали 8. Пароход с началом войны вооружили. На носу и корме его установили по пушке, на спардеке с обоих бортов поставили крупнокалиберные пулеметы и ракетницы. Если учесть и то, что на корме имелось несколько глубинных бомб, то в целом судно было хорошо вооружено.

Переход через океан в Мурманск выдался тяжелым, судно испытало штормы, обледенение, а экипаж выдержал атаки немецких бомбардировщиков, и, к счастью, «Андре Марти» не получил больших повреждений. Из Мурманска судно перешло в Архангельск и стало под погрузку.

Пароход постоянно переходил от одного причала к другому и принимал разнообразный груз. Когда трюмы его заполнились, на палубу поставили длинноствольные пушки, закрепили их и накрыли брезентом. Уже в рейсе я узнал, что груз и артиллерийскую батарею пароход должен доставить на мыс Желания Новой Земли.

Перед выходом в море на судне появились краснофлотцы, которые, собственно, и должны были обслуживать новоземельскую батарею. Их расселили по кубрикам команды, а офицеры разместились в кают-компании.

Чтобы снизить опасность столкновения с магнитной миной, на «Андре Марти» было смонтировано размагничивающее устройство, так называемый «деглузинг». Электрический ток на обмотку устройства подавался от автономного генератора, работающего от одноцилиндровой паровой машинки.

Мы, моряки парохода, обязаны были нести наблюдение за поверхностью моря и воздухом, чтобы вовремя заметить появление вражеской подлодки или немецких самолетов. Конечно, и на мостике тоже несли наблюдательную вахту, но рулевой и штурман все-таки больше следили за курсом судна и показаниями приборов.

У нашего судна было охранение - эсминец и два минных тральщика. К мысу Желания наш небольшой конвой подошел в штормовую погоду. Мы дрейфовали в море, пока не улеглось волнение, затем подошли к берегу так близко, насколько позволяла осадка парохода, а она, к слову, у «Андре Марти» была достаточно большой. Поэтому стали на значительном расстоянии от берега.

Сначала выгрузили круглый лес, чтобы из него делать плоты. Занималась этим и команда, и краснофлотцы. Время от времени волны захлестывали и плоты, и тех, кто на них находился. Промокшие насквозь люди подымались на борт парохода и бежали сушиться и отогреваться в кочегарку, а им на смену приходили другие. Работали без перерывов. Световой день в это время года у мыса Желания длится практически круглосуточно. Когда плоты были готовы, их стали загружать содержимым наших трюмов и моторными вельботами буксировать к берегу.

Выгрузка беспрерывно продолжалась два или три дня. Наконец к берегу ушел последний плот. Краснофлотцы тоже отбыли с судна. Им предстояла большая работа - обживаться на берегу, строить укрепления, разворачивать артиллерийскую батарею. Мы же, изготовив стрелы по-походному, выбрали якоря и после небольшого маневрирования двинулись на юг.

Остановку сделали в губе Белушьей, удобной бухте, окруженной обрывистыми скалами. На более пологой стороне ее стояли небольшие домики, высились антенны радиостанции. От домиков до самого уреза воды был довольно крутой спуск. Здесь «Андре Марти» тоже произвел выгрузку продовольствия и снаряжения из своих трюмов на мотоботы полярников, которые подвозили грузы уже к берегу.

На обратном пути в Баренцевом море нам попались несколько плавающих мин. Их расстреливали артиллеристы с кораблей нашего сопровождения. Только после уничтожения мин нам разрешалось продолжать путь. Завершили мы его в Архангельске, и, можно сказать, очень благополучно, потому что ни подводные лодки, ни самолеты на протяжении всего перехода нас не атаковали, а море сильно не штормило.

Как я узнал уже после войны, в навигацию 1943 года Северное морское пароходство понесло самые ощутимые потери среди своих судов. Наш рейс на «Андре Марти» в масштабах войны на Севере, конечно, был рядовым событием, тем более, что ничего «героического» в те дни не случилось, но мне, тогда еще молодому человеку, он запомнился на всю жизнь.

И еще я иногда думаю, быть может, кто-нибудь знает и расскажет, как сложилась судьба у тех краснофлотцев, которых мы высадили на мысе Желания, долго ли просуществовала там артиллерийская батарея, которую мы привезли?

Анатолий ПАРФЕНОВ,ветеран Севмашпредприятия